Для начала — несколько цифр и фактов. Ростовская область вошла в число 23 регионов с высоким качеством управления финансами. Впервые в новейшей истории область также отнесли к низкодотационным регионам, что свидетельствует о качественном росте собственных доходов.

И в то же время в результате проверок, проведенных Контрольно-счетной палатой Ростовской области, за различные нарушения к ответственности привлечено более 800 должностных лиц. Для устранения нарушений руководителям направлено более 240 представлений…

— Нет ли тут некоторого противоречия: высокое качество управления финансами и столько нарушений финансовой дисциплины? спрашиваем председателя Контрольно-счетной палаты Ростовской области Валерия Ивановича Хрипуна.

А в чем вы усматриваете противоречие? Если сравнить, например, объем нецелевого использования бюджетных средств, допущенного в прошлом году, с 2012 годом, то мы увидим, что его стало почти в два с половиной раза меньше. И это как раз подтверждает, что оценка, данная федеральными экспертами нашей области, соответствует действительности. У нас применяется системный подход к работе с финансами, что дает нужный результат. Относительно большого объема проверяемых средств и количества проверок так это вовсе не подтверждение роста числа нарушителей. Это как раз эффективное средство борьбы с нарушениями.

Но ведь невозможно рядом с каждым поставить по ревизору?!

Да и не надо. А вот сделать так, чтобы выявление нарушения и наказание за него были неизбежными, как раз и есть смысл и цель нашей работы. Мы строим ее таким образом, что в строго определенный срок к каждому главному распорядителю бюджетных средств, в каждое муниципальное образование и в каждое министерство и ведомство обязательно зай­дет с проверкой КСП. И четко по закону объективно и гласно проверит, как обстоят дела с использованием бюджетных средств. Не реже одного раза в два с половиной года! В обязательном порядке проводим внешние проверки годовой отчетности главных распорядителей средств областного бюджета и Территориального фонда обязательного медицинского страхования. Ежеквартально смотрим, как идет исполнение целевых программ. В этом году будем проверять государственные программы Ростовской области. Проверяем, как используются деньги, выделенные на выполнение майских указов президента, на национальные проекты… В прошлом году мы проверили использование 125 миллиардов бюджетных средств 162 контрольных мероприятия с охватом 865 объектов! Как видите, и не ставя «ревизора рядом с каждым», мы обеспечиваем контроль практически по всем направлениям. А в этом году наши полномочия существенно расширились, поставлены новые задачи…

С чем это связано?

С изменениями в федеральном законодательстве. Теперь контрольно-счетные органы наделены правом составлять протоколы по нарушениям целого ряда статей Кодекса об административных правонарушениях. А ответственность, предусмотренная за эти правонарушения, наступает достаточно серьезная. Например, за нецелевое использование бюджетных средств на должностных лиц накладывается штраф от 20 до 50 тысяч рублей. Или руководитель получает дисквалификацию на срок от одного года до трех лет. Штраф для юридических лиц от 5 до 25 % от суммы, использованной не по назначению. Наказание последует за несвоевременный возврат бюджетного кредита, грубое нарушение правил бухгалтерского учета, нарушение правил работы с наличкой, нарушение условия предоставления бюджетного кредита… В общей сложности в Кодексе появилось 23 статьи такой направленности.

Строже становится отношение к нарушителям. И появляются новые акценты в финансовом контроле. Теперь мы будем делать экспертную оценку всех государственных программ и их ресурсного обеспечения. То есть еще на начальной стадии смотреть: достижим ли результат, цель программы, есть ли для этого средства?

Пристально будем следить за эффективностью расходования бюджета. Оправданны ли затраты? Реальны ли показанные расходы? Мы все знаем примеры того, как в процессе строительства начинает вдруг расти цена вопроса. Если завышение объемов работ, нарушения проектно-сметной документации выявляются на поздних стадиях, то исправить дело трудно. Нарушения проще предупредить, чем потом исправлять…

То есть проверка с целью упредить нарушение?

– Если хотите, да. Вспомните историю со строительством стадиона в Санкт-Петербурге: проверять начали, когда огромные деньги уже были потрачены, а для исправления нарушений, как известно, нужны еще большие деньги… До нынешнего года закон жестко регламентировал все действия только до заключения контракта. Дальнейшего контроля закон не требовал. Сейчас под пристальным вниманием будет не только само заключение контракта, но и стадии его исполнения, вплоть до окончания работ и оценки его эффективности. Сроки, качество, и обязательно – эффективность работы с бюджетными деньгами… То есть логика экономного, хозяйского расходования бюджета просматривается достаточно ясно. Ведь не зря же темой одного из заседаний Госсовета России стало именно повышение эффективности работы с бюджетом.

В этом году мы как раз и будем заниматься аудитом эффективности использования бюджетных средств по различным программам. Проверим эффективность использования оборудования, закупленного для модернизации здравоохранения с 2011 по 2013 годы. Ведь средства на эти цели пошли огромные более 5 миллиардов 800 миллионов рублей. Как все это работает? Везде ли с полной нагрузкой используется оборудование, есть ли расходные материалы, готовы ли кадры, все ли оборудование используется строго по целевому назначению в рамках предусмотренных программ? Наконец, какова эффективность и каков результат использования этого оборудования?

Будем смотреть эффективность целевой программы содействия занятости населения, тоже средства немалые отпущены больше двух с половиной миллиардов. Что мы получаем на выходе, в чем смысл всех мероприятий?

Что дало нашему сельскому хозяйству мощное бюджетное финансирование? По этому направлению предстоит проверить эффективность использования более 25 миллиардов рублей за последние 3 года. Что изменилось на селе благодаря выделению этих денег?

У палаты есть двустороннее соглашение с Фондом реформирования ЖКХ совместно будем смотреть программу капитального ремонта домов. В планах у нас есть и тематические проверки по учреждениям культуры и искусства, обеспечению учебниками и учебными пособиями школ области, поддержке малого бизнеса, развитию водохозяйственного комплекса и многое другое.

Валерий Иванович, действует ли применительно к проверкам принцип «на ошибках учатся»?

Обязательно! После каждой проверки мы информируем о результатах Губернатора, председателя Законодательного собрания. Даем свои предложения с целью исключить подобные нарушения впредь. Хотел бы подчеркнуть, что мы получаем полную поддержку Губернатора и депутатов Законодательного собрания в части мер по укреплению финансовой дисциплины. Все итоги проверок публикуем в нашем информационном бюллетене. Любой руководитель, работающий с бюджетными средствами, может учиться на чужих ошибках. Что, кстати, и делается. Гласность обязательное условие нашей работы. Как и совершенно четкое следование стандартам. Все равны перед законом, всех проверяем одинаково. Но при этом делаем это не механически, обязательно учитываем конкретные условия. Была ли возможность у распорядителя бюджетных средств решить проблему по-другому? Ресурсные возможности у всех разные, не везде полномочия подкреплены финансово, где-то, возможно, случилась чрезвычайная ситуация, продиктовавшая определенные действия… И это тоже отражается в итоговых материалах проверок. Главное не сам процесс контроля за использованием бюджетных средств, а то, чтобы результаты наших проверок помогали избегать нарушений в дальнейшем. Чтобы на них базировались и при принятии управленческих решений, и при законотворческой работе.

Вообще, когда есть возможность учиться на чьем-то опыте, ее надо обязательно использовать. Мы, кстати, и сами всегда это делаем. Изучаем опыт наших коллег в других субъектах федерации, в Европе. Информационные, методологические материалы, обмен опытом все это серьезно помогает в работе.

И опыт Европы может помочь нам при нашей спе­цифике?!

Конечно. Не забывайте, что Европа раньше нас испытала на себе экономические кризисы, прошла спады экономики. Наши коллеги из контрольно-счетных органов на практике знают, что происходит при сокращении финансирования социальных отраслей, как сбалансировать бюджеты в кризисные периоды. У них уже есть опыт работы с муниципальными образованиями, которые признаны банкротами... Все это мы стараемся очень внимательно изучить, чтобы не допустить появления таких бюджетов-банкротов у нас.

Бесценный опыт есть у европейцев по контролю за крупными инвестиционными проектами. Например, строительство тех же стадионов мирового уровня. В частности, наши немецкие коллеги проводили проверки таких объектов, на практике изучили все узкие места, зоны риска, и у нас уже достигнута договоренность о предоставлении этой информации нам. Мы обмениваемся специалистами, учимся друг у друга. Как оценивать риски на разных этапах, как вести сопровождение проекта, на что обращать особое внимание, как распределять силы при проверке… У нас сложились конструктивные отношения, мы доверяем друг другу. Смею вас уверить, что и наши наработки вызывают у коллег неподдельный интерес и изучаются, так сказать, на международном уровне.

Любое государство заинтересовано в том, чтобы в его финансах был порядок. И те изменения в федеральном законодательстве, о которых мы сегодня упоминали, расширение полномочий КСП, появление новых подходов к финансовому контролю соответствуют мировым тенденциям. И очень важно, чтобы все, кто имеет отношение к работе с бюджетными средствами, поняли: любое нарушение не останется незамеченным. И безнаказанным тоже не останется. КСП работает…