Знаменитый выпускник юрфака РГУ, судья Конституционного суда РФ, профессор Николай Бондарь выпустил монографию с несколько амбиционным названием «Ростовская область как субъект конституционно-правовой жизни Российской Федерации: вчера, сегодня, завтра». Впрочем, сам автор считает такую амбициозность абсолютно оправданной

— «В России центр находится на периферии» — это не мое утверждение, а слова великого российского историка Василия Ключевского. Россия с ее огромной территорией, с уникальными этносами, социокультурным составом может быть сильным государством только при успешном развитии каждого региона в отдельности. Это касается и законодательства. Российская государственность «прирастает» правовым прогрессом регионов. Они активно пользуются своими правами на представительство и участие в деятельности федеральных органов; это касается и возможности обращения в Конституционный суд. Причем характер этих обращений показывает, что Ростовская область стремится не только решать свои собственные задачи, но и добиваться полного соответствия федеральных законов требованиям Конституции , в частности, по тем вопросам, которые относятся к совместному ведению РФ и ее субъектов. И каждое решение Конституционного суда РФ, принятое по итогам их рассмотрения, имело важное значение для развития конституционно-правовой жизни России. Многие годы своего рода «локомотивом» обращений Законодательного собрания Ростовской области был комитет по законодательству, государственному строительству, местному самоуправлению и правопорядку во главе с его председателем Александром Ищенко.

Например, именно ростовские законодатели настояли на проверке соответствия Конституции некоторых положений Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Область, по существу, расширила круг тех, кто имеет право на обращение в органы государственной власти, а также круг адресатов подобных обращений, включив туда государственные и муниципальные предприятия и учреждения. Конституционный суд Российской Федерации фактически признал правоту ростовских парламентариев. В конечном итоге федеральному законодателю было предписано урегулировать порядок рассмотрения обращений объединений граждан и юридических лиц государственными органами и органами местного самоуправления. В последующем, с подачи Ростовской области, было изменено федеральное законодательство в этой сфере. Это и есть яркий пример активного участия в конституционно-правовой жизни России!

 Николай Семенович, что, по вашему мнению, влияет на правовую политику Ростовской области?

— Без права, без уважительного отношения к закону со стороны всех и каждого не может быть налажена нормальная жизнь ни в экономике, ни в политической или социальной сфере.

Социально-экономическое развитие субъекта напрямую зависит от того, насколько качественные здесь законы и акты местного самоуправления. Соответствуют ли они нормам федерального законодательства, не противоречат ли друг другу? Правовая система — живой и постоянно меняющийся организм, поэтому очень важно держать руку на пульсе, отслеживать ее состояние. Оперативно выявлять возникающие проблемы, дефекты, возможные противоречия...

Это предполагает комплексную оценку состояния правотворчества и правоприменения в области, включая реализацию не только областного, но и федерального законодательства, а также муниципальных правовых актов, анализ эффективности участия органов государственной власти субъекта, органов местного самоуправления в формировании федеральной правовой политики. Речь идет о системе мониторинга правотворчества и правоприменения, которая складывается в Ростовской области.

На сегодняшний день в Ростовской области приняты и действуют более 2000 законов и около 1900 постановлений правительства РО. Количество принятых за последние годы (2012-2013гг.) законодательных актов почти в четыре раза превысило общее количество областных законов, принятых за весь период после вступления в силу Конституции Российской Федерации 1993 года.

— Это хорошо?!

— Высокая динамика регионального законодательства может оцениваться по-разному. Нельзя, например, не учитывать, что абсолютное большинство принимаемых на областном уровне законов касается внесения изменений и дополнений в ранее принятые законодательные акты. А законов, принятых в порядке нового, «первичного» регулирования, немного, всего 55. Вряд ли это может свидетельствовать о высоком уровне стабильности и выверенности, научной обоснованности всех принимаемых законов.

Возможно, чтобы не приходилось так много и часто вносить изменения в действующие законодательные акты, нужно принять специальный закон, условно говоря, «О законах». Он бы установил общие принципы правотворчества, определил механизмы планирования и разработки правовых актов, основные правила юридической техники, порядок проведения экспертизы… Такие законы действуют в четырех субъектах Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа: в Республике Адыгея, Краснодарском крае, Астраханской и Волгоградской областях. Подобный закон, вероятно, был бы полезен и для Ростовской области. Он может сделать процесс правотворчества более рациональным, придать ему необходимую планомерность. Есть и другие резервы для дальнейшего совершенствования правовой политики Ростовской области в нынешних, не самых простых условиях нашего социально-экономического развития.