Не так давно казалось — наконец-то мы решили проблему содержания иностранцев и лиц без гражданства, подлежащих выдворению из России или депортации, для которых в системе ФМС были созданы спецучреждения.

 Однако по прошествии времени выявились их «болевые точки», избавиться от которых в одиночку миграционная служба не может — и не должна. Это и стало одной из тем для обсуждения на недавней расширенной коллегии УФМС по РО с коллегами из ЮФО.

В Южном федеральном округе в таких учреждениях находятся сегодня около 400 иностранцев, ожидающих в течение долгих месяцев оформления документов для выдворения или депортации. И все это время их надлежит содержать, кормить, лечить, перевозить и охранять. А среди иностранцев, нарушивших миграционное законодательство России, попадаются разные...

Среди них по убывающей граждане следующих государств: Узбекистана, КНР, Вьетнама, Таджикистана, Украины, Грузии, Армении, Азербайджана. Большинство из них — мужчины, но есть женщины и даже дети. Около 30 % ранее судимы, некоторые страдают открытой формой туберкулеза. Контингент достаточно тяжелый, в один голос утверждали начальники территориальных органов ЮФО, выступавшие на коллегии. Нередки случаи откровенного неподчинения сотрудникам, бывают и побеги. Но принимать какие-то силовые или принудительные меры против таких «бунтовщиков» сотрудники этих учреждений, обладающие статусом вольнонаемных, не имеют права по закону. Не могут исполнять функции полиции и сотрудники вневедомственной охраны, стерегущие госимущество на территории этих учреждений.

Проблему усугубляет и другое - работники этих спецучреждений не имеют специального юридического образования, на руках у них – школьный аттестат или диплом среднего учебного заведения. Сказывается и недостаток их служебной подготовки, поскольку для сотрудников не разработаны ни специальные инструкции, ни служебные документы. Отдельно стоит проблема дополнительного укрепления ограждений по периметру спецучреждений и их охрана.

Очевидно, что сама миграционная служба, у которой совсем иные функции, не в состоянии решить все разом навалившиеся проблемы, часть из которых лежит в области законотворчества, часть — в сфере исполнительной власти. Разработчики идеи явно не продумали детали функционирования таких «приемников» для нежелательных иностранцев, от чего страдает не только само дело, но и работающие там люди.

По мнению начальника УФМС по РО Виктора Солодовникова, проводившего заседание коллегии, властям регионов следует уделять больше внимания таким учреждениям, консолидируя усилия всех заинтересованных ведомств.

Еще один важный вопрос, обсужденный на коллегии, — проблемы собираемости административных штрафов, налагаемых за нарушения миграционного законодательства. Только объединив усилия со службой приставов, с судами, можно достичь результатов, уверены специалисты ФМС.