«Месяц назад через МФЦ получила из Росреестра документ на новую квартиру и испытала настоящий шок. Уже несколько раз доставала его, рассматривала. Он не внушает доверия. Документы на старую, проданную мною квартиру выглядели очень солидно – с водяными знаками, на особой бумаге. А новый – обыкновенный белый лист с распечаткой данных и печатью. Неужели такому документу можно доверять? Пожалуйста, внесите ясность. Хочу спать спокойно». 

И.о. начальника отдела координации и анализа деятельности в учетно-регистрационной сфере управления Росреестра по Ростовской области Елена Крупина уверена, что доверять надо не бумаге, а реальной записи в Росреестре.

С таким письмом обратилась в редакцию читательница Наталья Макарова. А мы, в свою очередь, адресовали вопрос в Росреестр. Вот что нам ответила исполняющая обязанности начальника отдела координации и анализа деятельности в учетно-регистрационной сфере управления Росреестра по Ростовской области Елена КРУПИНА:

–  Действительно, ранее мы выдавали документ о регистрации права на недвижимое имущество на красивых бланках со степенями защиты. В настоящее время в них отпала надобность. Потому что юридическую силу имеет исключительно запись в едином государственном реестре недвижимости, а не тот документ, который находится на руках у собственника. Он просто свидетельствует о том, что ваша запись в реестр недвижимости внесена. И нет необходимости изготавливать такой бланк, тратить на это средства. Любой собственник буквально в режиме онлайн может войти на сайт Росреестра, посмотреть сведения о своей собственности, которые в нем находятся. А также запросить выписку из Росреестра и убедиться в том, что его право никуда не исчезло.

Кстати, для отмены бланков с водяными знаками и степенями защиты у государства были очень важные основания.  Свидетельство, несмотря на степени защиты, удостоверяло всего лишь статус этой записи в ЕГРН (ранее – в ЕГРП) на дату осуществления регистрации. На следующий день свидетельство уже не содержало актуальной информации. К примеру, на имущество мог быть наложен арест, о котором собственник даже не подозревал. И был простор для махинаций с этими свидетельствами: собственник мог в любой момент получить повторное свидетельство, обратившись за дубликатом. И с этими дубликатами совершались и двойные продажи, и еще масса различных неприятных ситуаций, в которые попадали собственники.

Вот для того, чтобы оградить граждан от возможных злоупотреблений, приучить людей доверять не бумажному носителю, а сведениям Единого госреестра, и было принято решение об отмене свидетельств. На самом деле внешний вид документа – вопрос привычки. И даже во времена прежних свидетельств ни один нотариус не удостоверял сделку без выписки из ЕГРП. Причем срок действия этой выписки был минимальным – одни сутки.