Моя собеседница – простой учитель истории России из усть-донецкой средней школы № 2. А не так давно Наталья Завгородняя в Украине преподавала своим ученикам совсем другой материал, касающийся судеб братских народов из некогда могучего Советского Союза.

Встретились мы с ней на одной из краеведческих конференций, где Завгородняя рассказывала, как перекручивание фактов при преподавании истории в украинских школах привело к катастрофическим последствиям в судьбе этой бывшей советской республики.

Наталья Михайловна уехала из украинской Макеевки вместе с сыном и дочерью в прошлом году:

– В Украине произошел государственный переворот. Янукович был ничем не лучше и не хуже других президентов Украины. Была возможность всем недовольным его деятельностью выбрать другого президента в январе 2015 года согласно Конституции. Но его отстранение от власти прошло незаконным путем.

Приняла бы и эту власть, если бы видела, что интересы государства для нее хоть что-то значат. Но одним из первых законов, принятых Верховной Радой Украины, был закон о ликвидации статуса регионального для русского языка. Вот уберем его, дескать, из регионов Украины, и сразу жизнь наладится…

Постепенно крепло желание уехать.

Но больше всего подтолкнули к отъезду бомбежки и обстрелы городов и сел Донбасса, когда на глазах погибали твои родные и знакомые люди. Когда приходилось ночевать в подвалах или в наскоро вырытых ямах во дворе. Когда звучали в твой адрес оскорбления и угрозы, и приходилось дискутировать по поводу «российской угрозы» со своими же однокурсниками по пединституту.

– А какой вы институт заканчивали?

– Кировоградский. Исторический факультет. Поступала еще в Советском Союзе. Диплом получала в девяносто втором году, когда государство развалили, и его народы остались один на один со своими проблемами. В отдельных бывших советских республиках к власти пришли люди, которым было на руку перекраивание истории.

– Я слышала, что в украинских учебниках совсем по-другому звучат, казалось бы, неопровержимые исторические факты…

– На Украине за долгие годы независимости сформировался свой подход к истории украинского и российского народа. Начиная с седьмого класса, материал учебников освещал историю Украины как историю постоянных угнетений со стороны соседних государств: Польши, Великого княжества Литовского, Золотой Орды и России. История Владимиро-Суздальского княжества, например, преподавалась только в контексте нападений Андрея Боголюбского на Киев. Так же завоевателем и угнетателем украинского народа выступает Юрий Долгорукий. Причем нет ни слова о том, что Великое княжество Литовское неоднократно нападало и на территорию современной России. Князь Ольгерд, подчинив себе земли Украины, пытался захватить и Москву, но безуспешно. То есть российский народ сумел выстоять в борьбе с врагами и объединиться в единое государство, тогда как Украина этого сделать не смогла.

Авторы украинских учебников формировали однобокое восприятие истории очень талантливо. Неудобные факты и события просто не вспоминались, замалчивались. Удобные приукрашались и преувеличивались. Особенно хорошо это видно было при преподавании истории Великой Отечественной войны.

В учебнике по всемирной истории битве под Москвой, Курской и Сталинградской битвам посвящены несколько абзацев размытого и неконкретного текста, а вот вступлению на территорию Западной Украины советских войск в 1939 году – целый параграф.

Конечно, мы в Донбассе не могли слепо следовать установкам из Киева. Пытались говорить на уроках о разных точках зрения.

Наша молодежь поэтому сегодня идет в ряды ополчения и защищает те ценности, которые мои коллеги прививали на своих уроках. И не только истории, но и литературы, географии… Хотя делать это было непросто. Вот должны были наши школьники читать Пушкина и Лермонтова в переводе на украинскую мову, а словесники, вопреки требованиям, разрешали изучать великих русских писателей в подлиннике. Кстати, русский язык преподавался как иностранный. На его изучение в неделю отводилось два учебных часа. Зато на английский – три.

Альтернативных пособий не было. Зато рекомендовались для дополнительного чтения книги украинских националистов. Например, труды Павла Штепы, где еще разнузданнее идет антироссийская пропаганда. В его книгах даже понятия «русский народ» практически не существует. Есть москвины, москали, а русского народа нет.

– Наталья Михайловна, вы уже год проработали в российской школе. Ваши впечатления?

– Школ с такой развитой материальной базой в Украине не видела. Сначала был легкий комплекс по поводу того, что после городской школы буду работать в поселковой.

После посещения школы возник другой комплекс: смогу ли ей соответствовать? В городской школе Макеевки нам казалось, что у нас созданы прекрасные условия для работы. Когда приехала в Усть-Донецкий, поняла, насколько в российских школах лучше материальная база.

Всей школой мы в Макеевке на протяжении года зарабатывали на проектор и приобрели его совместными усилиями учеников, родителей и педколлектива. Тут проекторы есть в каждом кабинете в комплекте с компьютером.

В Украине мы каждый месяц сдавали по одному проценту заработной платы на нужды школы. Формировался фонд учебного заведения, из которого оплачивались ремонтные работы, моющие и дезинфицирующие средства, мел и так далее. Бюджетного финансирования на эти нужды не было.

Существенным отличием является и то, что ребята здесь более трепетно относятся к изучению исторических событий. Особенно периода Великой Отечественной войны. Хранят бережно память о тех, кто ковал Великую Победу. Жаль, что в Украине те же события освещаются так однобоко. А тех, кто пытается сказать правду, называют «колорадами», «ватниками»… Даже тех, кто прикрепляет к одежде георгиевскую ленточку, причисляют к «предателям украинского народа».

Другое в России и медицинское обслуживание. Хотя, как мне говорят коллеги, есть в этой сфере немало нерешенных проблем. Приятно удивила «скорая помощь», которая оказалась действительно скорой и бесплатной. В Украине мне пришлось бы оплатить стоимость медикаментов.

Наталье Михайловне непросто было освоиться на новом месте.

– В июле и августе дома я привыкла засыпать и просыпаться под звук взрывов, – вспоминает она. – 18 августа, открыв утром глаза, заплакала, потому что проснулась совершенно от других звуков – дворники убирали двор…

В этот день она приехала в Россию, спасаясь от бомбежек и взрывов. Здесь, в рабочем поселке Усть-Донецком, она нашла не только место жительства, но и новых друзей. Это они, ее новые коллеги по работе, ученики и их родители, помогли ей с приобретением мебели в съемную квартиру, принесли посуду, ковер на пол. Даже котенка подарили, чтобы не скучно было, ведь сын и дочь Натальи Михайловны живут в других местах. Кто-то работает, кто-то учится. А на Новый год ее ученики из одиннадцатого класса, где она классный руководитель, притащили телевизор. «Он хоть и старенький, – сказали ребята, – но все хорошо показывает».

– Я, правда, его почти не смотрю, – говорит женщина. – Слишком больно видеть, как гибнут люди в моей Украине. И вспоминать, что в небольшом дворике возле дома, где я жила со своей семьей, сейчас цветут цветы. Их, наверное, никто не поливает. И, возможно, все вокруг заполонили сорняки…