Первоклассник в школе встречается с совершенно новыми для себя задачами: необходимостью соответствовать непривычным требованиям, усваивать нормы школьной жизни и новые виды деятельности, выстраивать отношения с учителем и с коллективом сверстников. Но, кроме всего этого, малыш сталкивается с определенными ожиданиями и чувствами родителей. Как тревожные, так и радужные родительские переживания достаточно ощутимо влияют на то, как сложится его школьная жизнь.
Во-первых, ребенок легко заражается родительскими эмоциями.
Во-вторых, всякий опыт его успеха или неудачи сопровождаются родительским откликом, имеющим огромное значение для малыша. Ведь школьные достижения – его первые по-настоящему самостоятельные шаги во внешнем мире. Ребенку очень важно в этот период чувствовать, что родители не разочарованы в нем, что он не подвел их.
Поэтому, несмотря на то, что родители не участвуют напрямую в жизни школы, их незримое присутствие в ней постоянно ощущается. Даже если занятость не позволяет родителям достаточно часто интересоваться событиями в школе, они в значительной степени влияют на адаптацию ребенка к школьной жизни.
Для одних родителей первый день ребенка в школе – желанный праздник и повод для ностальгии. Глядя на новенький ранец и нетронутые тетради, они вспоминают множество ярких, насыщенных эмоциями дней. Пусть в школьные годы у них были не только победы, но и поражения, пусть часто приходилось нелегко, но школа для них всегда была богатым источником жизненного опыта и положительных переживаний.
Другие родители вовсе не готовы сказать уверенное «да» школе. Они по себе помнят, что школьная жизнь является постоянным источником забот и тревог для всех членов семьи. В этот момент часто не только детям, но и родителям кажется, что радужное детство осталось позади. А впереди труды и печали и бурное море школьных невзгод. Собственный опыт учебы в школе для таких родителей – постоянный источник малоприятных воспоминаний. Даже выбрав для своего ребенка лучшую школу из всех возможных, мама или папа может чувствовать неприязнь к ней и непрерывную тревогу о будущем ребенка.
Отношение к оценкам и достижениям ребенка также во многом связано с тем, как учились сами родители. Бывшие отличники достаточно уверенно ждут от своих детей таких же успехов. Те, кто учился менее успешно, чаще тревожатся о том, как будет успевать ребенок. Если в школе у родителей оценки были чаще плохие, чем хорошие, а в жизни они все-таки добились успеха, они, скорее всего, позволят и малышу учиться так, как получается. А если родитель объясняет свои школьные промахи тем, что в детстве недостаточно много работал, то он с большой долей вероятности будет требовать от ребенка прилежания и ждать хороших оценок.
Чем стабильнее родительские ожидания, тем более яркими будут эмоции, когда появятся первые настоящие оценки ребенка. В этот период легко возникают беспокойство и тревога, оптимистичный настрой начала года может смениться строгой требовательностью и разочарованием (в ребенке или в школе).
Важно помнить
В течение первого года обучения дети не всегда показывают свои действительные способности. Слишком многое нужно освоить сразу, одна неудача способна затмить собой все другие достижения. В этом возрасте познавательный интерес детей еще довольно неустойчив. Дети сильно зависят от оценки и одобрения старших, а особенно таких значимых людей, как родители.
У первоклассников очень велика потребность чувствовать себя хорошими и успешными. Если эта часть самоощущения ставится под сомнение, ребенок не может действовать конструктивно. И это уже, в свою очередь, будет причиной дальнейшего неуспеха.
Какое отношение к учебе и школе вы готовы передать вашему ребенку? Вернитесь ненадолго в прошлое, проанализируйте свои чувства. Если что-то в школьном прошлом вызывает у вас неприязнь или тревогу, поищите корень проблемы со своей нынешней, взрослой позиции. Если вы сможете осознать, в чем причины вашего негативного опыта, у вас получится тем самым дать шанс ребенку на другой вариант школьного пути, без негатива. А если в вашем прошлом осталась прекрасная и любимая школа, постарайтесь, делясь с ребенком радостными чувствами, помнить о том, что учиться на самом деле может быть непросто. По крайней мере, не всегда удается получать удовольствие от учебы и общения с самого начала. Излишний оптимизм в сочетании с теми трудностями, которые могут поначалу возникать у ребенка, способен сослужить не лучшую службу. Любой может почувствовать себя неудачником, если ему покажется, что другие легко справлялись с тем, что ему сделать не удается.
Желаемые серьезные достижения вашего малыша – дело будущего, ваша школьная жизнь – дело прошлого. В данный момент, пока ребенок в первом классе, вам очень важно сконцентрироваться на настоящем. Старайтесь чутко реагировать на происходящее в данный момент: когда нужно – ободрить, поддержать, придать уверенности в себе, в другой ситуации – оказать помощь в выполнении задания или дать совет. Ни в коем случае не стоит прибегать к созданию мотивации через запугивание: «это только начало», «завтра будет хуже», «и это еще легко!» и так далее. Настоящая уверенность в себе рождается в тот момент, когда ребенку удается наконец решить задачу, которая еще недавно казалась очень трудной.
Два «В» и три «П»
Понимать, что происходит в данный момент, вам помогут два «В»: ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ и ВКЛЮЧЕННОСТЬ. Даже если вы очень заняты на работе, внимательно выслушав ребенка, на короткий срок включившись в его ситуацию, вы сможете помочь ему справиться с текущими проблемами и неприятностями.
Спокойно и конструктивно действовать, если ребенок переживает какую-то трудную ситуацию, помогут три «П»: ПРИНЯТИЕ, ПООЩРЕНИЕ, ПОДДЕРЖКА. Вспомните, как часто вам в детстве хотелось, чтобы мама или папа просто посочувствовали вам, поддержали и утешили в тот момент, когда вам трудно. И помните, что всякий человек имеет право на ошибку. Работа над ошибками, их осознание и память о них помогают не сделать их вновь. Взрослому человеку проще, чем ребенку, отставить в сторону свою тревогу или погасить гнев. Даже если ребенок совершил проступок, не стоит давать волю своим эмоциям. Лучше спокойно объясните ему, как расстраивает вас сложившаяся ситуация. Это позволит и ребенку спокойнее посмотреть на сложившуюся ситуацию, понять и запомнить, как следует действовать на самом деле.
Постарайтесь делить с ребенком его чувства, вместе с ним жить в настоящем и по возможности принимать спокойно любую ситуацию. Со временем вы увидите, как эти простые меры приносят богатые плоды.