Так считают актрисы, которым выпала удача сыграть русскую императрицу Екатерину Великую
Список открыла графиня
Первый фильм о Екатерине Великой сняли в Голливуде в 1924 году. Это – «Запретный рай». В роли обольстительной императрицы зрители увидели звезду немого кино Полу Негри.
Она утверждала, что по материнской линии состоит в родстве с польскими королями. Правда, ее отец-словак был всего лишь жестянщиком… Зато в 1919 году Пола официально стала женой настоящего графа Домбского, графиней.
Брак был недолгим, супруги расстались. Но через семь лет графиня Домбская превратилась в княгиню Мдивани, выйдя замуж за грузинского князя. А между этими замужествами у нее были громкие романы с артистами, которых величали королями экрана. Вероятно, многое в образе Екатерины Поле Негри было близко и понятно.
Еще одна исполнительница роли Екатерины Великой, про которую говорят, что она знатного, да к тому же немецкого, рода – это Кристина Орбакайте. Принцессу Фике, ставшую русской императрицей, она сыграла в сериале про гардемаринов. Его режиссер Светлана Дружинина рассказывала, что искала актрису, в которой бы чувствовались не только внутренняя сила, но и порода.
Екатерину Великую играли в кино женщины разных национальностей. Чистокровная немка в этом списке, пожалуй, одна: Марлен Дитрих (фильм «Распутная императрица», 1934 год).
В глазах иностранок (включая Дитрих) Екатерина Великая, урожденная прусская принцесса София-Фредерика Ангальт-Цербстская, была русской. И играть они старались не немку на русском троне, а русскую самодержицу. Порой трогательно рассказывали, как, работая над образом Екатерины, изучали русскую культуру и пытались постичь загадочную русскую душу.
Смотрит ли фильмы о своей знаменитой соотечественнице канцлер Германии фрау Меркель? Если да, то, наверно, в наказание самой себе за какие-то грехи. «Странная женщина, полюбившая Россию. Мне стыдно за то, что она была немкой», - сказала недавно фрау Меркель в интервью одному из немецких изданий.
Александр Сергеевич Пушкин тоже давал нелестные характеристики Екатерине Великой. Но он пенял ей за фаворитизм, разорявший казну, ошибки в политической экономике, за деспотизм, который она умело скрывала «под личиной кротости и терпимости». А что же ставит ей в вину фрау Меркель? Если бы, мол, не Екатерина, простиралась бы сегодня Германия от края земли до края.
Вот так вот разбила Екатерина немецкую мечту. Возможно, поэтому большого интереса к ней немецкие кинематографисты и не проявляют.
Императрица - … щекотуха
Любвеобильность Екатерины Великой была притчей во языцех задолго до появления кинематографа. Ее любовные романы обсуждались и осуждались разными европейскими дворами еще при ее жизни. К примеру, императрица Мария-Терезия высказывалась в том духе, что такое поведение предосудительно для государыни.
В годы правления внука Екатерины Александра I имя его бабушки вновь прогремело по всей Европе. Произошло это с легкой руки самого модного в ту пору поэта, будущего классика мировой литературы лорда Байрона.
Лорд Байрон написал поэму «Дон Жуан» о путешествиях и похождениях знаменитого испанского гранда. Он отправил своего Жуана в Россию, ко двору Екатерины Великой.
«Толста, на первый взгляд, она была, Но благородной грацией сияла». При такой не самой выигрышной внешности самодержица, в описании Байрона, обладала еще «тем пленительным свойством», что привлекать мужчин могла и без обещания наград.
Она, конечно же, влюбилась в пригожего испанского лейтенанта, а он не устоял перед ее царственностью и «сочным цветением».
Ненасытная в любовных утехах императрица довела до потери сил даже Дон Жуана, и врачи, возможно, не без подсказки других ее фаворитов, посоветовали испанцу сменить российский климат на более щадящий. Опечаленная Екатерина отправила его своим послом в Англию…
Лорд Байрон зарифмовал обидное для многих англичан сравнение их кумира - королевы-девственницы Елизаветы - с Екатериной: английская правительница могла казнить проштрафившегося избранника, а русская «всем давала жить».
Прошло еще сто лет, и образ Екатерины Великой заинтересовал еще одного будущего мирового классика – драматурга Бернарда Шоу. Человек он был ироничный, не пощадил ни Екатерину Великую, ни ее двор.
А ко двору Екатерины Шоу отправил уже своего соотечественника – молодого британского офицера. Получилось в стиле рассказов иностранцев о разгуливающих по улицам русских городов вольных медведях. Какой только забавной «русской дворцовой экзотики» нет в этой пьесе! Князь Потемкин, желая загладить свою вину перед британцем, с которым был груб, готов одарить его пригоршнями алмазов и рубинов, придворные Екатерины – сплошь чудовищные и изворотливые лицемеры, которые денно и нощно славят свою государыню, а она сама – ну просто сказочная дура. Нежится в постели до полудня (на самом деле Екатерина просыпалась рано утром, работала до шестнадцати часов, а к десяти вечера старалась отходить ко сну), томится бездельем и если уж положит на кого глаз, так только держись!
Конечно же, Екатерина возжелала бравого британца. Он не поддался ее чарам, и тогда его схватили, связали и поместили в камеру пыток, расположенную в… опочивальне императрицы. «Истязала» его государыня самолично, щекоча пальчиками своей маленькой ножки. Впрочем, храбрецу удалось с помощью своей невесты избежать нежеланной для него развязки…
В 1968 году по этой пьесе в Голливуде сняли фильм. Екатерину сыграла французская актриса Жанна Моро. Эта актриса, по мнению кинокритиков, отличается интеллектуальной женственностью. Екатерина Великая показалось ей персонажем забавным, но симпатичным.
Муж в жизни, фаворит на экране
По крайней мере дважды Екатерину Великую и самого значительного из ее фаворитов - князя Потемкина-Таврического - в кино играли супружеские пары. Правда, это были не развернутые романтические истории, а всего лишь небольшие эпизоды.
Когда кузнец Вакула в фильме «Ночь перед Рождеством» отправляется за черевичками для любимой дивчины в Зимний дворец, он встречает там Потемкина, роль которого сыграл Юрий Чекулаев. А Екатериной Великой, подарившей дюжему хлопцу свои черевички, была Зоя Василькова, жена Чекулаева.
В комедии-сказке «Есть идея!» Екатерину Великую сыграла Алла Ларионова, князя Потемкина – ее муж Николай Рыбников.
Можно только гадать, что за ситуация могла бы возникнуть на съемках фильма о Екатерине и Потемкине, задуманного когда-то режиссером Евгением Татарским. Ведь закручивалась интрига! Татарский в роли Екатерины видел одну-единственную актрису – Марину Влади. Он предоставил ей право выбрать партнера по съемочной площадке, и она назвала Марлона Брандо.
Об отношении к Брандо она рассказала в одной из своих книг. Он был кумиром ее юности. В комнате у Марины висел его огромный портрет, свой выходной она тратила на то, чтобы посмотреть четыре-пять фильмов с его участием. Она бредила Брандо, и однажды случилось чудо. Она присутствовала на вечеринке в Риме, которую посетил Брандо. Он пригласил Марину, которой было лет пятнадцать, на танец, а потом в кафе. Они жарко обнимались, а потом бродили по римским улицам.
Влади была невинной девушкой, но если бы Брандо захотел, она бы ему отдалась, не размышляя, что потом будет. Марина и представить себе не могла, что была для него лишь забавной игрушкой.
Судьба ее уберегла: Марина услышала циничную фразу, которой Брандо обмолвился, разговаривая о ней по телефону с приятелем, – и как бабушка отшептала.
Для чего спустя много лет ей захотелось сыграть с ним в фильме о любви Екатерины?
Брандо запросил огромный по российским меркам гонорар. Проект не состоялся и без Брандо: денег не нашлось даже на малобюджетную ленту. Но Екатерину Марина Влади все-таки сыграла в другом интернациональном кинопроекте «Сны о России». Вместо заболевшей голливудской звезды Элизабет Тейлор.
Без портретного сходства
Екатерину часто играют актрисы, причисленные к красавицам: Вия Артмане, Кэтрин Зета-Джонс, Джулия Ормонд, Юлия Снигирь, Марина Александрова. Вот еще Анджелина Джоли уже несколько лет собирается поставить фильм о Екатерине и сыграть в нем главную роль.
Екатерина была светлоглазой брюнеткой маленького роста, сильно с возрастом располневшей.
Едва приехав в Россию, она принялась за изучение русского языка. Неплохо в нем преуспела, но всю свою жизнь (императрица прожила 67 лет) говорила с заметным акцентом. И все актрисы, играющие ее в русском кино, имитируют этот легкий немецкий акцент. Светлана Крючкова осваивала его целых полгода.
Кроме того, чтобы сниматься в роли Екатерины Великой, многим приходится брать уроки верховой езды. Ведь государыня была отличной наездницей.
Марина Александрова, сыгравшая государыню в сериале «Екатерина», говорит, что благодаря этой роли в самой себе открыла некоторые неожиданные качества. Но, может быть, еще сильнее Екатерина Великая повлияла на Юлию Снигирь, которая исполнила ее роль в другом недавнем сериале – «Великая». Ведь Юлию Снигирь Екатерина научила жадно жить, получая от жизни удовольствие.
А еще для Юлии Снигирь Екатерина Великая – это жажда скорости. Ей кажется, что если бы Екатерина жила в наше время, она была гонщицей какой-нибудь «Формулы-1».