Многие трудности связаны с тем, что ваш ребенок… не умеет быть учеником

«Уже нет сил. Ребенок-первоклассник учиться не хочет вообще. Сопротивляется изо всех сил. В школу ходить нравится, так как там можно поиграть, пообщаться, но не учиться. На уроке отвлекается, не участвует в учебном процессе. Придумывает все, чтобы не учиться: хочу в туалет, хочу пить…»

В последнее время таких обращений мы получаем очень много. Давайте попробуем разобраться.

Научить «крутить педали»

Отметим, что родители играют главную роль в формировании учебной мотивации. Представьте картинку: ребёнку купили велосипед и отправили на соревнования, заставляют на велосипеде ехать к финишу. Ребёнок и сам хочет, а ногами крутить педали он не умеет, равновесие держать не может. Он ведь упадёт! Хорошо, если не разобьётся, но соревнования точно не выиграет. А потом его ещё и поругают за то, что ничего не получилось. Чтобы избежать этого, дети придумывают разные способы: кто-то бросает велосипед и бежит сам. Ему говорят: «Нет, правила и условия не выдержал!» Тогда ребёнок берёт велосипед и бежит вместе с ним. Но опять не получает требуемого результата. В лучшем случае ребёнок скажет: «Не умею, научите!» Однако в большинстве случаев он сначала обидится, а потом перестанет стараться.

Понятно, что в первую очередь нужно научить ребёнка крутить педали. Вот и в учёбе: психологическая готовность ребёнка – такая же важная составляющая успешности первоклассника.

Родители недоумевают: «Мы же ребёнка развивали, водили на занятия, почему так произошло?» Скорее всего, причина в том, что происходило обучение ребёнка, а не развитие его личностных качеств и адаптационных механизмов.

 врве.jpg

Вот несколько причин такого поведения:

У ребёнка не сформирована роль ученика, потому что не отработаны механизмы ролевого поведения. (С учителем он разговаривает на равных, не прислушивается и не выполняет требования учителей, делает на уроке что хочет: встаёт, уходит, ползает по классу. Дома сердится, плачет, капризничает при выполнении домашних заданий...)

Мотивационно-потребностная сфера не развита либо нуждается в психологической коррекции. (Играет во время уроков с игрушками, вовлекает в игру одноклассников, домашнее задание выполняет только с родителями и только после долгих уговоров, разговаривает с ровесниками только на темы игр, не любит рассказывать о школе, противится требованиям самостоятельного поведения в школьных вопросах.)

Не развита волевая саморегуляция первоклассника. (Всё начинает делать вместе со всеми, но бросает, не доделав, или делает как попало. Из-за этого быстро перестаёт быть успешным, потому что не учится новому и не отрабатывает умения и навыки. Обещает, а выполнить не может. Берётся сразу за несколько дел, потому что всё интересно. Запоминает только то, что привлекает внимание. Родителям приходится делать всё вместе с ребёнком и вместо него. В ответ на требования и критику ребёнок очень расстраивается, плачет. Обычно такое поведение приводит к неврозу или болезни.)

Именно эти проблемы делают ребёнка неуспешным в роли первоклассника, а его обучение – неэффективным в таких условиях. Научить ребёнка учиться можно, только если понимает, почему нужно учиться, и это для него очень важно, значимо.

 

Будьте рядом

Первая трудность, с которой сталкиваются и дети и их родители, – правильная организация времени ребенка, у которого теперь появились новые обязанности. И здесь, конечно же, никак не справиться без помощи взрослых. Малыш в силу своего возраста не может понять, сколько времени ему требуется на выполнение того или иного задания.

Поэтому вам предстоит взять ситуацию в свои руки и создать для ребенка подходящий распорядок дня, который учитывал бы его индивидуальные особенности, давал достаточно времени на подготовку к занятиям и, конечно, оставлял возможность для игр. Ведь нельзя забывать, что, хотя по статусу ваш ребенок уже школьник, на самом деле он не слишком отличается от того малыша, который еще несколько месяцев назад беззаботно играл на детской площадке.

КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ в этой ситуации – утренний подъем. Многим детям тяжело просыпаться рано, особенно когда за окном еще совсем темно. Поэтому родители, желая дать малышу еще немного времени для сна, будят его на 10–15 минут позже запланированного. В итоге сборы проходят в спешке.

Не стоит потакать ребенку, который просит дать ему утром поспать подольше. Лучше следите, чтобы первоклассник вовремя ложился спать: тогда подъем будет даваться ему гораздо легче. Если вы замечаете, что утром малышу, который ложится достаточно рано, трудно сосредоточиться, постарайтесь разбудить его пораньше. Пусть ребенок собирается без лишней спешки, так он не упустит из виду ничего важного.

Начинать день нужно с улыбки и ласкового утреннего приветствия, которое создаст вашему сыну или дочке хорошее настроение на весь день.

Психологи утверждают, что обычно процесс адаптации к школе у детей занимает от 2 месяцев до полугода. Поэтому рекомендуется в течение этого времени провожать и встречать ребенка из школы. При этом совсем не обязательно, чтобы это все время делала мама: другие члены семьи тоже могут предложить свою помощь. Ребенок оценит заботу близких и с удовольствием поделится с новым провожатым школьными новостями.

В первом классе малыша лучше не отдавать в группу продленного дня: у него и так много новых впечатлений от школы, поэтому по возможности стоит забирать его домой сразу после уроков. Тогда у него будет достаточно времени, чтобы пообедать, отдохнуть и поиграть, а затем приняться за выполнение домашнего задания.

Если позволяет погода, лучше провести послеобеденное время на улице: там малыш сможет подышать свежим воздухом, поиграть с друзьями и отвлечься от школьных забот. Затем можно приниматься за уроки. Делать это лучше не позднее 16.00: к этому времени ребенок уже успеет отдохнуть, но у него еще останется достаточно сил и времени для домашней работы. Если же приступить к занятиям позже, то продуктивность школьника будет гораздо ниже.

Лучше, если домашнюю работу ребенок выполнит до шести часов вечера. В этом случае останется много свободного времени, которое можно провести с семьей: поговорить, посмотреть фильм, погулять, приготовить ужин.

И не забывайте про отдых! Первоклашки должны спать не менее 9 часов. Если ребенок просыпается в 7 утра, то ложиться спать он должен не позднее 22.00.

Позаботьтесь о том, чтобы придерживаться привычного распорядка дня и в выходные.