Дата публикации:
4 мар 2019 г.
Пожалейте их!
775
Дело в том, что наших пациентов гораздо больше, потому что, к сожалению, не все родители понимают, что если с ребенком что-то не то, нужно обратиться к специалисту. То есть в учет статистики попадают только самые тяжелые случаи, когда уже все запущено. А когда у ребенка только начинается неврастения, какая-то легкая депрессия, невротические расстройства, родители не считают нужным обращаться, думают, что само пройдет. А надо бы обратиться вовремя».
Когда пытаешься выяснить, когда же у ребенка свободное время, родители удивляются: «Зачем ему? Он будет глупостями заниматься, пускай учится». И к концу первого класса начинаются заикание, энурез, нарушение сна, слезливость, нарушение поведения – очень широкий спектр невротических расстройств.
Подростки реагируют по-другому на ситуации, когда их, по сути, «передавливают» педагогическими мерами и учебной нагрузкой. У детей подросткового возраста идет протестная реакция, поведенческие расстройства, уходы из дома, появляется конфликтность, агрессивность.
А представьте, дорогие родители, что вы работаете, например, бухгалтером целый день. Приходите с работы, идете на спортивную секцию. Потом берете учебник английского языка, идете на курсы английского. А когда вы вернулись домой, возьмите, пожалуйста, свои бухгалтерские бумаги и делайте уроки на завтра. Вот что вы устраиваете своему ребенку! И так каждый день.
Для него школа – это очень большая нагрузка. Первый класс – это не только учебная нагрузка, новые знания. С этим ребенок легко справляется. Это эмоциональная, социальная нагрузка, ему нужно подчиниться дисциплине, ему нужно построить отношения с одноклассниками. Любой конфликт может быть для него очень болезненным. И все это накапливается, присоединяется еще усталость от нагрузок, и мы получаем на выходе в 70 процентах плохое здоровье.
Хочется, чтобы родители прислушивались к своему ребенку, учитывали и его желания и относились даже к самому маленькому ребенку как к личности.
Каждый год – новые скандалы. Дети списывали с телефона – взрослые стали отнимать у них телефоны. Дети списывали в туалете – взрослые придумали, что в туалет с ними будут ходить сопровождающие. Взрослые решили, что экзамен, который всегда стресс, в данном случае должен быть суперстрессом. Поэтому ребенка надо увести в другую школу, к незнакомым учителям, отобрать телефон, отобрать даже имя – во время ЕГЭ каждому ребенку присваивается номер! – разрешить выходить в туалет определенное количество раз и заставить его ставить определенные крестики в определенные места в строго определенное время.
ЕГЭ сдают не те, кто имеет знания. А те, кто имеет крепкие нервы.
Ради чего все это? Любой преподаватель вуза скажет вам, что оценки по ЕГЭ мало имеют отношения к реальным знаниям. Дети, прилично сдавшие ЕГЭ по русскому, пишут диктанты с огромным количеством ошибок – дети безграмотны.
Подготовка к ЕГЭ активно начинается в девятом классе. Сначала готовятся к ОГЭ, потом к ЕГЭ. С девятого по одиннадцатый класс – это как раз те годы, когда наши дети должны изучать историю СССР, историю своих бабушек и дедушек. Куда там! До того ли!
Можно ли психологически детей заранее подготовить к сдаче ЕГЭ? Кто должен играть в этом ведущую роль – родители, учителя?
Конечно, подготовить можно, снижая уровень значимости экзамена. Ведущую роль должны играть родители. В психологии существует убеждение, что до 14 лет проблемы детей – это проблемы родителей. Если родители хотят, чтобы у них был нормальный ребенок, для начала нужно разобраться с собой. Здесь возникает вопрос: ради чего родители хотят то или иное образование детям? Кем они хотят видеть своих детей? Что для них более важно: чтобы у ребенка было 4 диплома или дети должны вырасти, в первую очередь, счастливыми людьми?
И как разговаривать с ребенком, если на ЕГЭ у него не те результаты, которые ожидал он и его родители?
Родителям не надо паниковать, жизнь на этом не заканчивается. Ребенок чаще всего боится того, что родители не будут его любить. А это – один из самых больших страхов. Поэтому ребенку важно давать понять, что его любят в любом случае. И как бы ни повернулась жизнь, это его жизнь, его выбор и его судьба. Захочет – он может получить любое образование и стать тем, кем он захочет, оценки при этом вторичны. Первично желание что-то делать и мотивация.
Очень часто дети и делать ничего не хотят по той причине, что родители ими недовольны. Ребенок рождается – и у него нет понимания, что он какой-то не такой, плохой, неправильный. Он ощущает себя хорошим. А то, что он хуже других, ему уже показывают родители. Здесь важно соблюсти баланс: с одной стороны, ребенок не должен вознестись и возгордиться, он не должен считать себя «пупом земли». С другой стороны, ребенок не должен считать себя неспособным ни на что.
У нас почему-то считается, что чем больше мы будем ребенка клевать, чем больше будем показывать ему его недостатки, тем быстрее он побежит их исправлять. Положа руку на сердце: много вы видели людей, которые побежали исправлять свои недостатки после того, как им на них указали?
Максимум, что сделает человек – он начнет считать себя действительно неспособным, еще хуже – поверит, что он действительно такой, и начнет это демонстрировать своим поведением.
Родителям нужно помнить, что ребенок имеет право на ошибку.
Это надо не просто знать, но и самим себе дать право на ошибку. Мы же мним себя хорошими родителями.
Если ребенок учится в престижном вузе, я хорошая, а если в соседнем ПТУ – то плохая мать!
Но почему?! Очень часто родители реализуют через ребенка свои амбиции: если я чего-то не достиг, то сделаю из тебя музыканта, программиста или миллионера. Эти вещи очень сильно завышают ожидания, потому что ребенок чувствует: есть нечто, чего от него хотят, а он этим не обладает.
Еще одна важная вещь – надо понимать, что к достижению цели могут вести разные дороги. С ребенком надо сесть и, примерно представляя направление, обговорить: генеральный путь вот такой, а ты как думаешь? А как бы ты решил? И показать, что есть еще и другой путь.
Можно закончить 11 классов, поступить в университет, закончить бакалавриат, магистратуру и иметь полное образование. А можно после 9-го класса пойти в колледж и потом поступить в институт. Или обучаться дистанционно после окончания школы. В любой сфере деятельности минимум три дороги найти можно.
Очень важно родителям иметь такую гибкость мышления и подсказывать детям. Не пытайтесь через детей реализовать свои задачи. Главное – это вырастить достойных людей, а уж кем они будут по профессии – это вторично.
Анна Портнова,
главный детский психиатр города Москвы
На какие сигналы родители должны сразу обращать внимание?
В каждом возрасте – свои сигналы. Ребенок младшего возраста реагирует на неблагополучие в окружающей среде по-своему (отлично, например, от подростка). Сейчас дети перегружены в начальной школе. Родители считают, что раз началась школа, то закончилось детство, и теперь их задача – как можно больше знаний и умений вбить в голову маленькому ребенку. Заканчивается свободное время, начинаются несколько кружков, занятия спортом, английским, танцами – всем, чем угодно.Когда пытаешься выяснить, когда же у ребенка свободное время, родители удивляются: «Зачем ему? Он будет глупостями заниматься, пускай учится». И к концу первого класса начинаются заикание, энурез, нарушение сна, слезливость, нарушение поведения – очень широкий спектр невротических расстройств.
Подростки реагируют по-другому на ситуации, когда их, по сути, «передавливают» педагогическими мерами и учебной нагрузкой. У детей подросткового возраста идет протестная реакция, поведенческие расстройства, уходы из дома, появляется конфликтность, агрессивность.
А представьте, дорогие родители, что вы работаете, например, бухгалтером целый день. Приходите с работы, идете на спортивную секцию. Потом берете учебник английского языка, идете на курсы английского. А когда вы вернулись домой, возьмите, пожалуйста, свои бухгалтерские бумаги и делайте уроки на завтра. Вот что вы устраиваете своему ребенку! И так каждый день.
Для него школа – это очень большая нагрузка. Первый класс – это не только учебная нагрузка, новые знания. С этим ребенок легко справляется. Это эмоциональная, социальная нагрузка, ему нужно подчиниться дисциплине, ему нужно построить отношения с одноклассниками. Любой конфликт может быть для него очень болезненным. И все это накапливается, присоединяется еще усталость от нагрузок, и мы получаем на выходе в 70 процентах плохое здоровье.
Хочется, чтобы родители прислушивались к своему ребенку, учитывали и его желания и относились даже к самому маленькому ребенку как к личности.
Как подготовить подростка к ЕГЭ
ЕГЭ для большинства детей давно перестал быть экзаменом. Это война, лотерея... что угодно, но только не мероприятие, на котором оцениваются их знания, то есть та информация, которая может пригодиться в дальнейшей жизни.Каждый год – новые скандалы. Дети списывали с телефона – взрослые стали отнимать у них телефоны. Дети списывали в туалете – взрослые придумали, что в туалет с ними будут ходить сопровождающие. Взрослые решили, что экзамен, который всегда стресс, в данном случае должен быть суперстрессом. Поэтому ребенка надо увести в другую школу, к незнакомым учителям, отобрать телефон, отобрать даже имя – во время ЕГЭ каждому ребенку присваивается номер! – разрешить выходить в туалет определенное количество раз и заставить его ставить определенные крестики в определенные места в строго определенное время.
ЕГЭ сдают не те, кто имеет знания. А те, кто имеет крепкие нервы.
Ради чего все это? Любой преподаватель вуза скажет вам, что оценки по ЕГЭ мало имеют отношения к реальным знаниям. Дети, прилично сдавшие ЕГЭ по русскому, пишут диктанты с огромным количеством ошибок – дети безграмотны.
Подготовка к ЕГЭ активно начинается в девятом классе. Сначала готовятся к ОГЭ, потом к ЕГЭ. С девятого по одиннадцатый класс – это как раз те годы, когда наши дети должны изучать историю СССР, историю своих бабушек и дедушек. Куда там! До того ли!
Можно ли психологически детей заранее подготовить к сдаче ЕГЭ? Кто должен играть в этом ведущую роль – родители, учителя?
Конечно, подготовить можно, снижая уровень значимости экзамена. Ведущую роль должны играть родители. В психологии существует убеждение, что до 14 лет проблемы детей – это проблемы родителей. Если родители хотят, чтобы у них был нормальный ребенок, для начала нужно разобраться с собой. Здесь возникает вопрос: ради чего родители хотят то или иное образование детям? Кем они хотят видеть своих детей? Что для них более важно: чтобы у ребенка было 4 диплома или дети должны вырасти, в первую очередь, счастливыми людьми?
И как разговаривать с ребенком, если на ЕГЭ у него не те результаты, которые ожидал он и его родители?
Родителям не надо паниковать, жизнь на этом не заканчивается. Ребенок чаще всего боится того, что родители не будут его любить. А это – один из самых больших страхов. Поэтому ребенку важно давать понять, что его любят в любом случае. И как бы ни повернулась жизнь, это его жизнь, его выбор и его судьба. Захочет – он может получить любое образование и стать тем, кем он захочет, оценки при этом вторичны. Первично желание что-то делать и мотивация.
Очень часто дети и делать ничего не хотят по той причине, что родители ими недовольны. Ребенок рождается – и у него нет понимания, что он какой-то не такой, плохой, неправильный. Он ощущает себя хорошим. А то, что он хуже других, ему уже показывают родители. Здесь важно соблюсти баланс: с одной стороны, ребенок не должен вознестись и возгордиться, он не должен считать себя «пупом земли». С другой стороны, ребенок не должен считать себя неспособным ни на что.
У нас почему-то считается, что чем больше мы будем ребенка клевать, чем больше будем показывать ему его недостатки, тем быстрее он побежит их исправлять. Положа руку на сердце: много вы видели людей, которые побежали исправлять свои недостатки после того, как им на них указали?
Максимум, что сделает человек – он начнет считать себя действительно неспособным, еще хуже – поверит, что он действительно такой, и начнет это демонстрировать своим поведением.
Родителям нужно помнить, что ребенок имеет право на ошибку.
Это надо не просто знать, но и самим себе дать право на ошибку. Мы же мним себя хорошими родителями.
Если ребенок учится в престижном вузе, я хорошая, а если в соседнем ПТУ – то плохая мать!
Но почему?! Очень часто родители реализуют через ребенка свои амбиции: если я чего-то не достиг, то сделаю из тебя музыканта, программиста или миллионера. Эти вещи очень сильно завышают ожидания, потому что ребенок чувствует: есть нечто, чего от него хотят, а он этим не обладает.
Еще одна важная вещь – надо понимать, что к достижению цели могут вести разные дороги. С ребенком надо сесть и, примерно представляя направление, обговорить: генеральный путь вот такой, а ты как думаешь? А как бы ты решил? И показать, что есть еще и другой путь.
Можно закончить 11 классов, поступить в университет, закончить бакалавриат, магистратуру и иметь полное образование. А можно после 9-го класса пойти в колледж и потом поступить в институт. Или обучаться дистанционно после окончания школы. В любой сфере деятельности минимум три дороги найти можно.
Очень важно родителям иметь такую гибкость мышления и подсказывать детям. Не пытайтесь через детей реализовать свои задачи. Главное – это вырастить достойных людей, а уж кем они будут по профессии – это вторично.