Начало осени у многих родителей ознаменовалось торжественным событием: ребенок пошел в первый класс. Переход от дошкольной жизни к школе не всегда проходит гладко.
Ребенок начинает больше капризничать, а родители пытаются всячески искоренить капризы.


Фото с сайта kinderling.s3-ap-southeast-2.amazonaws.com
Родителям хотелось бы, чтобы дети могли сознательно регулировать своё поведение, но для этого сначала нужно научить ребенка адекватно выражать чувства, находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций. Если этого не сделать, то капризы могут продолжаться довольно долго. Неотреагированные чувства ребенка могут привести к болезненным состояниям и даже серьёзным заболеваниям. Когда у взрослых спрашивают, как они справляются с моральной травмой или беспокойством, неприятными эмоциями, те часто отвечают: «Я стараюсь всё время что-нибудь делать, могу не думать об этом» – это верно и для детей. У ребёнка попытка быть всё время занятым и не думать о чем-то зачастую выражается в беспокойстве. Такой ребёнок стремится избежать болезненных или неприятных мыслей и чувств, постоянно двигаясь. При выражении своих чувств ребёнок может копировать поведение более младших детей, других детей из детского сада, взрослых, капризничающих и получающих внимание окружающих людей. Вместо раздражения и скандала лучше проанализировать, какие события происходили, и постараться понять, почему ребёнок повёл себя именно так. Это поможет правильно отреагировать на очередной каприз.

Капризуля превращается в упрямца

Если вы воспитываете такого ребенка, вы знаете, что простые методы воздействия часто не срабатывают. Во многих случаях воспитание упрямого ребенка – это балансирование, где вы пытаетесь научить его, как сохранить свою независимость, но стремитесь к тому, чтобы при этом он не думал, что правит миром. Другими словами, как родитель вы должны помочь ребенку сохранить сильные черты личности, не позволяя этим чертам мешать его благополучному развитию. 

В первую очередь вы должны признать, что упрямство вашего ребенка является частью его природы. Вы не должны пытаться изменить это. Наоборот, надо принять его личность и найти способы использовать это качество в ваших интересах и в интересах ребенка. Важно принять ребенка таким, какой он есть, и не пытаться победить, подавить упрямство, потому что это просто не будет работать.

Конечно, такие дети хотят быть у власти, контролировать, быть лидерами. Но лидер – это вы. Вы – родитель. Не стоит заниматься борьбой за власть. Когда вы пытаетесь показать своему ребенку, что вы сильнее, на самом деле вы только становитесь на его уровень, и это ничему его не учит. Кроме того, что побеждает и прав тот, у кого больше кулак. 

Начните действовать как хитрый родитель. Это значит – начните взаимодействовать со своим ребенком непрямыми методами. 

Ребенку надо давать больше, чем просто прямой приказ, ему надо предоставлять варианты. 

«Ты можешь не переодеваться на прогулку, но ты должен оставаться здесь в коридоре со своими вещами для улицы».

«Я не могу заставить тебя заниматься, но ты должен остаться здесь за столом с учебниками».

Вместо того чтобы говорить ребенку, что он должен надеть куртку, потому что на улице холодно, вы можете спросить его, хочет ли он надеть куртку с капюшоном или без капюшона.

Изменяйте привычное. Если непослушание проявляется дома, попробуйте изменить местоположение – воспроизведите ситуацию в парке, на улице. Важно, чтобы при этом ребенка видели другие люди. Надо всегда менять стратегию, если вы понимаете, что не получается ребенка убедить, договориться с ним.

Не торопитесь сказать «нет»

Если ребенок упорствует, не желает договариваться, провоцируйте его на разговор и слушайте его. Когда упрямец делится своими переживаниями, он постепенно начинает проявлять свое чувство беспомощности и показывать, что ему на самом деле трудно. Ведь ваш упрямый ребенок – еще совсем ребенок. А когда ребенок испытывает сильные негативные чувства (гнев, беспомощность, страх, разочарование), он не знает, как справиться с этими чувствами, ему нужно помогать и обучать его адекватному выражению своих разнообразных эмоций.

Родители склонны злоупотреблять словом «нет» в разговорах со своими детьми. Когда родитель злится и кричит «нет!» на каждую мелочь, ребенок перестает его слушать. Крики родителей отходят на второй план. Чтобы не доводить себя до таких эксцентричных состояний, вам надо в течение дня присоединяться к ребенку. Например, через поглаживания и через слова, используя положительное вместо отрицательного («у тебя это так здорово получается», «ты очень ловко и быстро собираешь пазл», «ты нарисовал лучше меня»).

Такое «подключение» к ребенку помогает ему постоянно чувствовать свою привязанность к вам, и это будет заставлять его желать сотрудничать с вами.

Развивает стремление к сотрудничеству и игра с «да». Если ребенок упрямится, задавайте ему вопросы, на которые он несколько раз подряд ответит утвердительно. «Нам с тобой так было всегда весело играть с этими мячиками, правда»? («Да!»). «Возьмем в следующий раз в бассейн вот эти очки для плавания?» («Да!»). «А вот этот динозавр может с нами плавать?» («Да!»). «Покажи мне, как он это будет делать». Три «да» могут помочь сломить сопротивление вашего ребенка, а он будет чувствовать, что был услышан и понят. Ему будет интереснее показать вам динозаврика, нежели продолжать упрямиться.

Спокойствие, только спокойствие

Сохраняйте спокойствие. Ваша обязанность как родителя действовать ответственно, когда ваш ребенок упрямится. Не злитесь и не повышайте голоса. Крики только усугубят подобное поведение вашего ребенка. Чем упорнее вы себя ведете, тем больше ваш ребенок будет сопротивляться. Выступайте в качестве ролевой модели. Родители должны направлять своих детей, вы не можете ожидать от ребенка хорошего поведения, если сами не делаете то же самое. Поэтому не удивляйтесь, если ваш ребенок дуется и кричит, чтобы получить то, что он хочет, если вы всегда сами громко требовали желаемого.

Вы как родитель не должны быть ни слишком мягким, ни слишком подавляющим. Любая крайность принесет неприятные результаты. Если ребенок встречается с постоянным «нет» даже без предоставления возможности выбирать, у него не будет развиваться способность принимать решения, не будет формироваться свое мнение. С другой стороны, если ребенок редко руководствуется требованиями родителей или всегда реализует только свой выбор, будет расти, скорее всего, неконтролируемый ребенок, и попытки управлять им не будут иметь никакого эффекта. Поэтому должны быть правила, которые будут помогать ребенку отказываться от своих неадекватных желаний. Если ребенок упорствует и вредит себе, расскажите ему, что, например, машина не заводится или коляска не может двигаться, пока он не будет нести сам свои игрушки или пока он не наденет шапку. Что-то может не работать или может вдруг ломаться. Главное, что все это должно мешать ребенку делать то, что он очень хочет (например, попасть на игровую площадку или в магазин).

(Окончание следует)




Дорогие читатели!

Вас беспокоят проблемы в семье, на работе, в отношениях? Вы не хотите оставаться в состоянии неопределённости, вам нужен совет? Вы перестали нравиться самой себе?

Не надо отчаиваться. Иногда человеку достаточно просто проговорить свои проблемы – и выход находится.

Даже внешность можно скорректировать без всяких хирургических вмешательств и суровых диет. Нужно просто включить резервы собственного организма.

Попробуем?

Елена КРАСНИЧЕНКО, кандидат психологических наук.

Тел. 8-928-100-46-59,

WhatsApp 8-929-81-92-048.