Дата публикации:
11 ноя 2019 г.
По результатам последних исследований, родители разговаривают с подростками всего 9 минут в день – и то в формате претензий, просьб и запретов. Средний подросток не слышит от родителей ничего, кроме «возьми завтрак»; «оденься теплее»; «не забудь сделать математику»; «ты что, вообще с ума сошел – есть эту гадость?» Остальные 23 часа 51 минуту подросток предоставлен учителям, одноклассникам, тренерам, телевизору и Интернету.
709
Родной незнакомый человек
Попробуйте разговаривать с ним как с незнакомцем. В каком-то смысле он действительно вам не знаком – малыш, который когда-то шкодил, разбрасывал игрушки, рисовал губной помадой на диване, уже стал маленькой частью нового большого целого. Этот человек вполне может любить странную музыку и вот этого ужасного пирсингованного мальчика или очень странную девочку с сиреневыми волосами.Попробуйте узнать, какой он и как он живет. Без оценок, ужаса и претензий, как если бы вы встретили необычного, нового взрослого, с которым вам хочется познакомиться поближе.
• ОБНИМАЙТЕ ЕГО
Телесный контакт и выражение радости от присутствия важны для всех. Особенно для подростков. Это может быть сложно.
Если детские потешки в духе «идет коза рогатая» уже не работают, попробуйте найти новые. Посмотрите, какие формы объятий и ласки приняты у них в компании – может быть, это дружеские тычки в ребра, взъерошенные волосы, поднятый большой палец или просто «дай пять».
• ГОВОРИТЕ ЕМУ, ЧТО ОН ВАЖЕН И НУЖЕН
Попробуйте удержаться от оценок: «Я просто хочу нормального сына», «Как я устала возиться с твоими проблемами» или «Почему ты просто не можешь сделать все как надо?»
Скажите вместо этого: «Я буду любить тебя, даже если ты не сдашь ЕГЭ на высший балл», «Ты мне нужен, потому что ты клевый (смешной, мой, классный, интересный), «Мне повезло, что у меня есть такой ты» или «Я очень рад, что у меня есть сын».
• НЕ КОНКУРИРУЙТЕ С ЕГО ПРИВЯЗАННОСТЯМИ
Вполне может быть, что влюбленность подростка или новые друзья занимают сейчас больше места в его жизни, чем вы. Это естественно.
Если вам не нравится его выбор – сказать об этом можно по-разному. Можно рявкнуть: «Общаешься с дураками и сам станешь таким же». А можно сказать: «Мне не нравится этот мальчик, но если он для тебя важен, я постараюсь его принять. Только ты сам подумай, точно ли тебе нужен такой человек».
Вполне может быть, что какие-то опасности вам мерещатся. А если нет – прямым давлением вы, скорее всего, в этом возрасте уже не добьетесь положительного результата. Можно поискать другие способы.
Если вам что-то нравится – скажите об этом. «Я рада, что ты дружишь с Алисой, она очень интересная девочка, я бы тоже хотела в твоем возрасте иметь такую подругу».
• НЕ ЗАПРЕЩАЙТЕ ЕМУ ДЕЛАТЬ ТО, ЧТО ОН ЛЮБИТ
Порой подростки выбирают довольно странные занятия – скалолазание, катание на скейтах, паркур, рисование манги. Не все из этого кажется полезным родителям.
Если вы уверены, что то, что он выбрал, опасно и может иметь негативные последствия, попробуйте обойтись без запретов. Предложите ему другой вид досуга – съездите с ним куда-нибудь, где вам обоим будет интересно, отправьте в какой-нибудь тематический лагерь.
• НЕ ПРИНУЖДАЙТЕ ЕГО К СОЦИАЛЬНОМУ УСПЕХУ
Все мамы и папы боятся, что их сын или дочь не поступит в хорошее учебное заведение или испортит себе карьеру. И этот страх очень опасен. Именно из-за него многие абитуриенты сидят на экзаменах практически в невменяемом состоянии и проигрывают более расслабленным сверстникам.
Страх и напряжение ухудшают работу интеллекта. Вместо того, чтобы пугать ребенка фразами вроде «не сдашь – пойдешь работать дворником», попробуйте помочь ему с изучением материала. Пройдите этот путь вместе с ним.
Порешайте задачки по математике, позубрите хотя бы некоторые билеты. Можно сравнить конспекты одной и той же лекции – ваши и его, или рефераты, написанные на одну и ту же тему. Когда он увидит ваши успехи и провалы, а также то, как вы с ними справляетесь, ему будет легче учиться.
Самое главное – помните, что десять минут совместного смеха всегда эффективнее двух часов нотаций. Позвольте себе хотя бы иногда подурачиться вместе с вашим сыном или дочерью.
Не произносите избитых слов – «вот я в твои годы...». Вы были другим человеком из другой семьи в другое время. Говорите от души и от сердца: «Да, я понимаю, что тебя все достало. Меня бы тоже все достало. Но давай попробуем найти выход вместе?» Или: «Мне очень важно, чтобы ты поступил в университет. Я уверена, что это будет хороший диплом, который много тебе даст. Я честно хочу, чтобы у тебя все получилось в жизни».
Используйте больше жестов, менее формальный язык. Тогда есть шанс, что ребенок поверит, что вы и правда его любите и заботитесь о нем, а не повторяете избитые истины.
«Дочь разбрасывает свою одежду повсюду. Сын обедает дома с друзьями, опустошая холодильник и оставляя горы грязной посуды. Они воображают, что живут в отеле?»
На самом деле подростки захватывают территорию, забывая, что она еще и наша! Можно махнуть рукой на беспорядок, если ваш ребенок устроил его в своей комнате, но родители не должны идти на уступки в том, что касается мест общего пользования: кухни, гостиной, ванной. Вполне можно предоставить детям квартиру на вечер или на выходные, чтобы они пригласили друзей, но при условии, что дом затем будет приведен в безукоризненное состояние.
Важно, чтобы подросток учился вносить свою долю в общую жизнь семьи: «Я готовлю обед, а ты моешь пол». Тому, кто с детства не привык участвовать в делах по дому, во взрослой жизни будет гораздо труднее делить обязанности с партнером. Единственный способ научить этому – договариваться, а не ставить условия. Но поскольку правила устанавливают родители, то им же предстоит следить за их соблюдением.
Стадия «куколки»
Подросток колеблется между двумя крайностями: активно осваивать пространство (разогреть пиццу, запустить стиральную машину со своими вещами) и делать… как можно меньше. Ему свойственны периоды сомнамбулизма: он зависает, ходит как в полусне, не причесывается, может часами лежать, слушая музыку. Быстренько убрать за собой? Ну вот еще! Конечно, родителей это ужасно раздражает. Но состояние спящей красавицы для подростка вполне объяснимо: это следствие гормональных бурь и той огромной внутренней работы, которую он проделывает в переходном возрасте. Это не зря потраченное время, а состояние сродни окукливанию гусеницы, которое необходимо, чтобы появилась прекрасная бабочка. И все-таки задача родителей – напоминать о правилах, требовать, благодарить, не обижаться. Подростки не терпят, чтобы их воспитывали, но законные требования всегда готовы принять.Каждый родитель хочет знать, что происходит с его ребенком. Что тревожит чадо, с какими сложностями он сталкивается. Отчасти это желание обусловлено нашей тревогой и стремлением к контролю. Но главным образом мы хотим в трудной ситуации оказать ребенку поддержку. Почему же дети часто не обращаются к нам за ней?
Для ребенка одно из самых тяжелых состояний – остаться с проблемой один на один. Часто он не может самостоятельно найти адекватное решение и усугубляет проблему, попадая в ещё больший стресс. То, как закручивается эта спираль, ярче всего видно на подростках, которые, неправильно оценив обстановку или не сумев дать отпор, попадают в сомнительные компании, зависимости, группы риска или просто плохие истории. Очень многие беды с детьми происходят оттого, что они не могут обсудить свои переживания со значимым взрослым, к родителям обращаясь в последнюю очередь.
• А куда обращаются?
• В Интернет. Например, забивают вопрос в поисковике. В лучшем случае ответом им будет сайт психологической поддержки или телефон доверия, в худшем – вредоносное сообщество в социальной сети, а чаще всего форум или паблик детей его возраста или старше, где они обсуждают свои проблемы и дают друг другу советы, исходя из своего юного мировоззрения, а иногда и из не самых благих побуждений.• К друзьям. История почти та же, что с сообществами. С разницей, что друзья бывают более безопасны в плане вредных советов. Однако часто они такие же неопытные, как и ваш ребенок, и советы дают необдуманные.
• Ни к кому. Находясь наедине со своей проблемой, ребенок часто запутывается: накручивая себя и ситуацию, совершает поступки (в силу отсутствия жизненного опыта или ошибочного расчета последствий), которые не приводят к разрешению, а усугубляют её.
• Наконец, к родителям. Правда, странно, что этот вариант последний в списке? Часто уже к 10-12 годам родители полностью теряют контакт со своими детьми, из-за чего те и обращаются за советом не к ним.
Окончание следует