Однажды меня сильно озадачило неожиданное упоминание о японском узелке. Вернее, о женщине-японке, в руках которой вместо сумки был узелок из цветастого платка


Абэ Иосие носила в узелке шолоховские реликвии.

Вспомнилось далекое детство, когда на ростовских улицах нередко можно было встретить старушек с узлами. В них носили нехитрые пожитки либо какие-то покупки.

Пассажиры с узлами разных размеров заполняли вагоны электричек.

В таких узлах, случалось, перевозили вещи при переезде, к примеру, на новое место жительства. А само ожидание переезда обозначалось порой словами: «Сидим на узлах». Ну это, понятно, в той среде, где чемоданы были роскошью.

Еще вспомнились мне кадры из фильмов: переходит человек реку вброд, а к верхушке его жерди привязан узелок с одеждой, чтобы не намокла.

В общем, ассоциировались у меня такие узлы либо со стесненными жизненными обстоятельствами, либо с особыми ситуациями, вплоть до чрезвычайных.

Но та японка с узелком – это совсем другой случай. Речь шла об Абэ Иосие, первой в стране Восходящего солнца арфистке. Кроме того Абэ-сан известна на своей родине и за ее пределами как журналистка.

Ее имя вы встретите на страницах «Шолоховской энциклопедии», услышите на экскурсии по Шолоховскому музею-заповеднику. В 1930-е годы Абэ Иосие работала в посольстве Японии в Москве, делала интервью с известными советскими деятелями культуры для японских изданий. Была знакома с Шолоховым и даже гостила у него в Вешенской.

Многих посетителей усадьбы Шолоховых удивляют украшающие его стены японские картины. Они тоже в некотором роде связаны с Абэ-сан. Эти картины семья Шолоховых привезла в 1966 году из Японии. А главным инициатором той поездки, которая способствовала росту популярности творчества Михаила Александровича Шолохова в Стране восходящего солнца, была его давняя знакомая и поклонница Абэ Иосие. Или Абэ Иосидзовна, как Шолохов называл ее на русский манер.

Собирая материал для газетного очерка об этой неординарной женщине, я прочла рассказ известного в своем время советского журналиста Леонида Кудреватых о его встрече с Абэ-сан в Японии. Автор назвал его «Драгоценный узелок». Я решила, что имеется в виду узелок на память, драгоценные воспоминания Абэ-сан о Шолохове. Оказалось, что не только воспоминания. На встречу с советским журналистом Абэ-сан пришла с узелком из цветастого японского платка.


К сожалению, других подробностей о том, что являл собой этот узелок, автор не сообщил.

Из этого узелка Абэ-сан достала номер журнала за 1935 год. Это на его страницах она впервые рассказала соотечественникам о своей поездке к Шолохову в Вешенскую.

Кроме воистину драгоценных воспоминаний Абэ Иосие о встрече с Шолоховым меня заинтересовала и эта японская традиция переноски вещей в тканевых узелках. Так я узнала, что у этих японских узелков есть даже свое название: фурошики (иногда говорят «фуросики»).

Своими корнями эта традиция уходит в глубокую древность. Началась она с ковриков, которые японцы приносили в баню и использовали как подстилку. После омовения и связанных с ним ритуалов и процедур, скатывали эти коврики, положив внутрь еще специальное банное кимоно из легкой ткани, – так было удобнее донести эти вещи до дома.

Со временем фурошики стали в Японии чем-то средним между сумкой и оригинальной упаковкой. Для их создания используют либо платки, либо отрезы тканей.

Фурошики подходят для оригинальной упаковки самых разнообразных предметов: книг, бутылок, продуктов. Например, тыквы. Некоторые японцы считают, что нет лучшего футляра для ноутбука или планшета, чем фурошики.

В драгоценном узелке Абэ-сан кроме раритетного журнального номера оказалось еще несколько реликвий. Это автографы Шолохова, его письмо и фотография, запечатлевшая японку с ее любимым русским писателем.

Автографы – на специальном картоне с золотыми краями. Его выбирала сама Абэ-сан. Надписи, сделанные на такой декоративной бумажной карточке, – это тоже давняя японская традиция. Они могут включать благопожелания, размышления, стихи.

Шолохов сделал на картоне с золотыми краями запись, которая приближается к стихам в прозе: «Как степной житель, я буду рад, если И. Абэ изредка будет вспоминать нашу поездку на охоту, целинную степь и чудесных белых стрепетов на фоне голубого сентябрьского неба».

Этот автограф появился в коллекции Абэ-сан во время ее поездки в Вешенскую в 1935 году.

Мы можем только строить предположения о том, что представлял собой узелок Абэ-сан, который она соорудила из цветастого японского платка. Есть фурошики, которыми можно любоваться почти как творениями искусства.

Сегодня популярность фурошики растет во всем мире. И, думается, поклонниц у них будет все больше. Поскольку фурошики – это экологично, красиво, а порой и просто изысканно.

Мастера этого дела уверяют, что сумку-узелок из платка можно сделать всего за пять минут. Правда, это свое искусство они совершенствуют и оттачивают годами.