Есть ли такие леди, дамы, синьоры, фемины, которые не мечтали бы встать на пуанты? Ну хотя бы во сне? В чем тайна притяжения этих туфелек? 

Попробуем разобраться вместе с лауреатом международных конкурсов, ведущей солисткой балетной труппы Ростовского музыкального театра, хореографом и педагогом Витой МУЛЮКИНОЙ.

Как Золушка при встрече с Королем

В балет приходят по-разному. Виту Мулюкину в хореографическую школу при Самарском театре оперы и балета привел папа. Он у нее – музыкант, первая скрипка в оркестре.

Будущей артистке было только шесть лет, и до того, чтобы встать на пуанты, надо было еще дорасти.

– Надеваем пальцы! – эта фраза звучит на репетициях спектаклей в разных театрах мира, в балетных училищах и академиях разных стран. Ведь название современных балетных туфелек произошло от французского слова pointe, означающего «острие», в том числе и «кончик пальца».

Становиться на пуанты ученицам балетных школ и студий не разрешается раньше восьми-девяти лет: пока не окрепнет стопа.

Сначала маленькие балерины танцуют в гипсовых пуантах: туфельках, часть которых сделана из гипса. Такие туфельки помогают поддерживать еще не вполне окрепшую стопу. Они устойчивее тех, в которых танцуют сегодня на профессиональной балетной сцене.

Артистки балета исполняют на сцене свои партии, а за кулисами их ждет… швейный набор: иголки, ножницы и нитки. Это, как говорится, на всякий пожарный случай: если туфелька потребует небольшой, но срочной починки.

Будущие балерины сызмальства учатся виртуозно пришивать к пуантам крепежные ленты. О, это – целое искусство! Ведь крепить ленты надо изящно и прочно, без узелков (иначе – мозоль!), наиболее выгодно для подъема ноги, который должен смотреться красиво.

Так что если бы даже начинающей балерине встретился король, у которого кружевной воротничок порвался на самом видном месте, она бы легко и просто устранила эту беду. Как Золушка в известной киносказке.

Пуанты и технический прогресс

Стоит кликнуть в Сети «пуант» – и появится множество статей. Вот только многое в них уже устарело. И часто там сообщается о вчерашнем дне балетных туфелек.

К примеру, часто пишут, что балеринам на один спектакль требуется от двух до пяти пар пуантов – так быстро они изнашиваются и истираются.

– Быстрее всех изнашиваются гипсовые пуанты, но на профессиональной сцене в них сейчас не танцуют, – поясняет Вита Мулюкина. – Самые востребованные сегодня в профессиональном мире пуанты – это гейноры, балетные туфли, которые производит американская фирма Gaynor Minden. При их изготовлении используются синтетические материалы. Это увеличивает срок службы пуантов. Мне, к примеру, одной такой пары хватает в среднем на полмесяца.

Гейноры – это огромное количество различных модификаций, учитывающих самые разнообразные параметры и нюансы: от особенностей строения стоп до особенностей танца балерины. И все-таки…

Однажды репетитор Ростовского музыкального театра Ольга Вторушина дала Вите Мулюкиной примерить пуанты, в которых танцевала на сцене Мариинского театра, сшитые в его уникальной мастерской. 

– Невероятно удобно, выше всяких похвал! – изумилась Вита.

Какими бы удобными ни были пуанты, ноги из-за больших нагрузок все равно страдают. Недаром появляются вирши то про бедный посиневший пальчик, то про пальчики – несчастные узники пуантов.

– А есть ли средства уменьшить эти страдания? – спрашиваю мою собеседницу.

– Бывает, что балерины каждый пальчик обклеивают пластырем, а после работы делают солевые ванночки. У каждой артистки – свой секрет.

Пудра для туфельки


Еще очень часто пишут, что пуанты – это туфельки из атласа, а их цвет – розовый или персиковый. 

Но и беспримесный атлас вытесняют другие материалы, и цветовая палитра давно уже богаче, хотя розовый и персиковый по-прежнему преобладают, особенно в спектаклях классического репертуара.

Вите Мулюкиной довелось танцевать в постановках легендарного балетмейстера Юрия Григоровича, который нередко работал в тандеме с выдающимся художником по костюмам Симоном Вирсаладзе. 

Этот мастер и для балетных туфелек красок не жалел. Яркие пуанты были у балерин, исполнявших партии самоцветов в спектакле «Каменный цветок». Вита танцевала Бронзу, пуанты к ее костюму полагались красные. В спектакле «Золотой век» у нее была роль бандитки в таверне, у которой на одной ноге туфелька черная, на другой – фиолетовая!

Во многих современных балетах и хореографических композициях у балерин – пуанты телесного цвета. (Такие они у Виты Мулюкиной, танцующей партию Валерии в балете «Спартак» в Ростовском музыкальном театре.) 

– Юным балеринам, – говорит Вита Мулюкина, – часто нравится, что пуанты блестят, мерцают в свете софитов. Поначалу мне тоже казалось, что это красиво, эффектно! Благодаря Ольге Михайловне Вторушиной я отказалась от этого заблуждения. Она посоветовала пуанты… припудривать. Припудренные выглядят на сцене благороднее и аккуратнее.

Если услышите в косметическом магазине, что девушка выбирает пудру под цвет трико, не удивляйтесь. Теперь вы знаете, что это, скорее всего,  балерина, и пудрить она собирается пуанты.

Друзей не едят

Первая книга об истории русского балета вышла в 1896 году. Автор – Александр Плещеев – включил в нее историю о странном происшествии, случившемся в России с парой пуантов всемирно известной балерины Марии Тальони.

Считается, что именно Мария Тальони стала первой танцевать на пуантах.

В 1837 году она с большим успехом гастролировала в Петербурге. После ее отъезда осталась пара пуантов, которые были приобретены некими господами, а затем…съедены под соусом.

Быль это или побасенка? Нет ответа.

А если съели, то зачем? Из любви к балерине? Чтобы едоков озарил хоть лучик ее славы? Или это был некий обряд для усиления успеха самой Тальони? У публики ведь тоже есть свои суеверия и магические средства поддержки любимых артистов…

Я не стала спрашивать Виту, как оценивает она этот поступок. И так понятно после ее слов о том, что пуанты для балерины – это как скрипка для скрипача, это помощники и друзья. А друзей не едят.

Накануне очередного спектакля и уж тем более премьеры Вита старается взять пуанты домой – чтобы переночевали дома.

В антрактах тоже не оставляет их на сцене. Не из опасения, что какая-то злодейка или завистница, которыми полны фильмы о балете, их повредит. Просто не хочется разлучаться. Они ведь напитаны энергией танца.

Каждую пару пуантов Вита старается поносить подольше, а когда приходит момент неизбежного расставания, говорит своим бессловесным друзьям и помощникам: «Спасибо!»


P. S. Если особе прекрасного пола, чья профессия не связана с балетом, приснятся пуанты, то, как утверждает сонник, это значит, что ее могут ждать счастливые перемены и знакомство с человеком, которое откроет перед ней новые перспективы.