
Врач-золотые руки – именно так благодарные пациенты называют доктора медицинских наук, ортопеда, травматолога, вертебролога высшей категории Хасамбека Набиева.
Фото/Видео: Любовь Позднякова
Двенадцать лет он работал за границей – на Кипре, в Иордании, где лечил даже короля Хусейна. За годы своей медицинской практики поставил на ноги после травм многих спортсменов. Сейчас в Ростове продолжает работать с акробатами, гимнастами и просто обычными людьми, возвращая их к нормальной полноценной жизни. Репутация у доктора Набиева такая, что к нему едут лечиться даже из других стран и зовут на помощь в самых сложных случаях.
– Несколько лет назад со мной произошла беда – тройной перелом ноги, – вспоминает Людмила Шульгина. – Все специалисты говорили, что нужна операция. Хасамбек Канташевич пошел другим путем, безоперационным, и своими золотыми руками собрал мою ногу буквально по частям. К тому же нашел и вернул на место ушедший далеко осколок. Что тут можно сказать, кроме благодарности и восхищения его профессионализмом!
– Мама я ответственная и впечатлительная, поэтому очень встревожилась, когда дочь пришла с тренировки и пожаловалась на боль в ноге. Вскоре появились опухоль и посинение, – вспоминает Светлана Чеснокова. – Сразу повезла дочь по врачам на обследование. Они смотрели на снимки и говорили, что все нормально. Но как же так, если дочь почти не может ходить? Когда попали к Хасамбеку Канташевичу, он прощупал ногу, внимательно изучил снимки и выяснил причину страданий моей дочери – небольшую трещинку. Доходчиво объяснил, что, как и где расположено, но при этом не обещал и не прогнозировал, что будет. Просто сказал: «Проблема есть, но она решаема!» После этого я прониклась к нему доверием. Достаточно быстро дочь смогла вернуться к тренировкам.
– Остеохондроз, межпозвоночная грыжа доставляли сильные муки. По утрам с трудом вставала с постели, – рассказывает Фатима Девликанова. – После лечения у Хасамбека Канташевича я освободилась от преследовавшей меня боли. Сейчас веду активный образ жизни, занимаюсь аквааэробикой.
Сам Хасамбек Канташевич не любит говорить о себе и с трудом соглашается на интервью. Считает, что врач должен работать не языком, а головой и руками. Несмотря на то, что не кричит из телевизора и не размещает рекламу, его кабинет в неприметном здании с тихим двориком каким-то образом находят все, кто в нем нуждается.
Я тоже искала по схеме, описанной другими с важной оговоркой: «доктор принимает с 6 до 9 утра». На месте оказался не только Хасамбек Канташевич, но и его сын – Амир.
– Он давно начал проявлять интерес к медицине, но объясняю, что врач – тяжелая профессия. Требует самоотдачи и самоконтроля.
Всю жизнь держу себя в тонусе, не засиживаюсь допоздна в компании, потому что помню: «Вдруг кому-то срочно потребуется помощь, а я не в форме!», – говорит Хасамбек Канташевич.
– А как вы пришли в профессию?
– Поступать в Ростовский мединститут приехал в 1960 году и уже со второго курса начал работать медбратом в отделении ортопедии и травматологии больницы № 4, тогда она была «неотложкой». Ночью сюда попадали очень разные люди, поэтому меня со многими ставили дежурить. Учился у медсестер, санитарок. До сих пор учусь.
– Вас, действительно, часто можно увидеть в библиотеке. Неужели есть такое, чего вы еще не знаете?
– С 1974 года, с тех пор как защитил докторскую, занимаюсь позвоночником. Но наука ведь развивается, поэтому слежу, интересуюсь, что происходит нового. В нашей профессии вообще нельзя почивать на лаврах. Когда что-то не получается – думаю об этом, размышляю, ищу причину.
– На боли в спине жалуются очень многие люди. И их, кажется, становится все больше. Может, мы неправильно ходим, едим или даже мыслим неверно?
– Тот же остеохондроз заметно помолодел последние годы. Причина – в малоподвижном образе жизни: длительном сидении за рулем, перед компьютером. Время показало, что нас все-таки правильно воспитывали, вовлекая в спорт, в сдачу нормативов ГТО. Сейчас к этому возвращаются. И еще неплохо было бы периодически у профессионального массажиста «перебирать» позвоночник. После этого и самочувствие, и настроение, и мысли совсем другие. У меня есть пациентка весьма преклонного возраста, которая благодаря массажу не просто ходит, а бегает.
– Вы считаете, что в ряде случаев мануальная терапия может дать больший эффект, чем операция. А с чего все-таки начинаете прием?
– Разговариваю с человеком. Многие ведь приходят зомбированные болью и страхом, что ничего нельзя изменить. Также смотрю по глазам, по тому, как человек сидит, какая у него осанка. Вместе с правильно прочитанным снимком это многое позволяет понять.
– Самые сложные случаи, наверно, помните?
– Спортсмен выбил шейный позвонок, и, когда попал ко мне – руки висели как плети. Через два месяца не только поехал на соревнования, но и стал чемпионом мира.
Директор федерации батута и спортивной акробатики Новочеркасска, тренер, в прошлом сама спортсменка Елена Зленко тоже помнит много таких сложных случаев:
– В кабинет мы заносили спортсменов буквально на руках, а обратно они выходили уже самостоятельно. Через золотые руки доктора, движения которых едва заметны, проходят как чемпионы мира и Европы, так и начинающие спортсмены. За двенадцать лет, что знаю Хасамбека Ханташевича, не раз убеждалась – насколько он масштабен как врач и как личность. Клятва Гиппократа для него не просто слова, а некий моральный ориентир в профессии, которому он остается верен всю свою жизнь, несмотря ни на что.

