
Много лет у нас существовала традиция: журналисты, пишущие о донском селе, на Рождество встречались с Вячеславом ВАСИЛЕНКО. Бывшим министром сельского хозяйства, а теперь уже и с бывшим заместителем губернатора Ростовской области. Для пишущих и снимающих эти встречи всегда были не просто подведением итогов сельскохозяйственного года, где можно было получить ответы на самые каверзные и непростые вопросы, подискутировать. Это всегда был и очередной урок отношения к донской земле, к тем, кто на ней трудится. В этом году Василенко вышел на пенсию. Но по-прежнему остается авторитетным экспертом. Поэтому встреча журналиста «НВ» с Вячеславом Николаевичем состоялась. Первым делом спросила: «Чем теперь будете заниматься? Где работать?»
– Отдыхать буду и лечиться, – улыбнулся Вячеслав Николаевич. И я сразу почувствовала себя Станиславским: «Не верю!»
– Наверняка займетесь животноводством? Ведь столько еще сделать в этой отрасли нужно!
– Да всего, что хочешь, никогда не переделаешь. Но задумки несколько другие – наверное, наукой буду заниматься… Чтобы сегодня село двигать, в том числе и животноводство, а тем более – в условиях санкций, которые ЕС в очередной раз продлило на полгода, дай им всем бог здоровья, внедрять в практику надо все передовое, современное.
Свидетелем начала экспериментов по технологии обработки почв в условиях восточных районов была лично. Когда Василенко работал директором Донского зонального НИИ сельского хозяйства, он поставил задачу: помочь восточным районам земледелие поднять. Первая встреча ученых и руководителей сельхозпредприятий Ремонтненского района прошла очень бурно. Руководители, съевшие зубы на этих неподдающихся пониманию обычных людей почвах – и как это здесь еще что-то растет? – спорили на поле до хрипоты, до крика. В воздухе зависали слова «пласт», «щелевание», «чизель» и еще что-то более мудреное. Когда накал страстей достиг критической точки, Василенко разом всех оборвал, начал расписывать каждому «домашнее задание». Потом бывал у экспериментаторов регулярно.
– Что самое интересное – пошло у них дело. И урожаи стали выше, и к технологиям, по которым там получается работать, пришли с помощью науки. А ведь, по большому счету, ученые сегодня должны сопровождать внедрение новых технологий, как патронажная сестра хорошая (!!!) опекает новорожденного. Появляются новая техника, новые препараты для защиты растений. А как с ними работать? Этому надо учить.
– А что еще, на ваш взгляд, необходимо сделать, чтобы село наше поднялось на новый уровень?
– Еще очень и очень многое. В село сегодня пришел газ. Немного на Дону осталось населенных пунктов, где его нет. Построены и отремонтированы дороги. Не везде их умеют сохранить, но это уже другой вопрос. Ремонтируются и оснащаются современным оборудованием больницы, школы, детские сады. А вот с жильем и рабочими местами на селе проблема. Я убежден: государство по специальным программам должно строить для селян дома не в районных центрах – там достаточно людей состоятельных, которые без помощи бюджета и себе, и детям жилье возведут. Для врачей, учителей – да. Все остальное строительство по госпрограммам надо вести в хуторах и станицах. Там нужны новые дома для молодых семей инженеров, агрономов, ветеринарных врачей, любых специалистов, востребованных в АПК. Ведь сегодня мало кто из руководителей сельхозпредприятий строит жилье для того, чтобы привлечь молодежь. Мол, на наш век хватит. А завтра кто здесь работать будет?
Наращивать число рабочих мест можно за счет создания небольших перерабатывающих предприятий, кооперативов. Вот область производит 770 тысяч тонн овощей – вошла по показателям в пятерку лучших по России, а урожай переработать не можем. Миллионы тонн зерна отправляем из портов Ростовской области на экспорт и радуемся. А чему? Радоваться надо, когда готовый продукт за границу отправляешь, а максимальная прибыль – дома. Когда рабочие места у нас новые создаются, а не за бугром, у конкурентов! Кстати, при производстве зерна используется все больше новой мощной техники, что ведет к сокращению числа механизаторов. Компенсировать этот процесс можно за счет животноводства, особенно – молочного. Работа доярки сегодня совсем не такая тяжелая, как 10-15 лет назад. И она вполне может стать если не популярной, то вполне достойной для молодых девушек: красивая форменная одежда, современное оборудование, хорошие бытовые условия. А если к ним бонусы добавить – удобный график работы, путевки, как это в советские времена было, не побегут девчата в город наперегонки за рыночные прилавки, и парни с ними рядом останутся, а не уедут тротуары плиткой мостить.
Тем более что в селе образ жизни другой – прочнее кровные связи, дружба, соседство. И проблемы чаще решают, как раньше – всем миром. А комфорт – дело приходящее. Считайте, через двор – машина, а то и две. Добавить к вышеперечисленному плавательный бассейн в райцентре, хорошие игровые площадки для занятий спортом – зачем город? Ну не может вся страна, образно говоря, в Москву переехать. А потом что – вахтовым методом людей по селам на работу возить?
– Болит душа за село?
– Болит. Хотя в моем родном Степном – он рядом с поселком Новозарянским – сегодня совсем другая жизнь началась. Мы – хуторяне – на тракторе в школу ехали по колее, жили во время учебы в интернате. А теперь в поселке – прекрасная школа, детский сад, клуб отремонтированный, дороги, газ, на воду проект сделан – в следующем году снимется проблема, храм строится. Живут и мои братья в селе, и одноклассники, и я скажу – неплохо живут. А отношениям между людьми, так позавидовать можно.
Могу к этим словам Вячеслава Николаевича от себя добавить: о нем в Новозарянском очень тепло отзываются люди.
– Куда бы ни спешил, как бы поздно ни возвращался, – рассказали мне о годах его работы в «Комсомольце» односельчане, – если видит, стоит комбайн или трактор поломанный, обязательно остановится. Даже если в чистом, рукава закатит, и вместе с комбайнером, трактористом поломку устраняет. До ночи мог оставаться, но человека не бросал.
Так по отношению к землякам человек и проверяется. Когда редакция готовила встречу с читателями в поселке Новозарянском, где у нас очень много подписчиков, то решили мы для них «привет» от Василенко на видео записать. У министра времени в назначенный день было в обрез – срочно в Москву вызвали. Стою в приемной, те, кто впереди, говорят: «Не примет, у него через час самолет». Тут помощник меня и приглашает. Хорошо помню то короткое интервью: «Когда приезжаю в родное село – сердце пощимливает. Это – молодость, это – работа, тогда мы все были вместе – на субботниках и праздниках, и все были очень дружные. И важнее этого в жизни ничего нет».
…Такого человека, как Василенко, сложно привязать к конкретной должности. Где бы он ни работал, какой бы пост ни занимал – механик в совхозе «Комсомолец» или директор племзавода «Горняк» Октябрьского района, глава администрации Обливского района, министр сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области, директор ДЗНИИСХ, заместитель губернатора – он везде оставался самим собой: крестьянином по духу, по совести, по отношению к жизни. И где бы ни находился – в глуши степей, в столичных кабинетах высоких чиновников, на международных выставках, на переговорах с потенциальными инвесторами – он вел свой «бой за село». За близких его сердцу людей – знакомых и незнакомых: стариков, отработавших свой век на земле, за доярок, повсеместно лишающихся рабочих мест, за механизаторов, теряющих здоровье в сложных условиях, скотников и пастухов, жизнь и быт которых знал с самого детства.
– Земле нужны в первую очередь любящие ее надежные и честные люди, которые не продадут, не предадут тех, кто рядом, кто у них за спиной. А чтобы эти люди село не бросили, надо создать им нормальные условия для жизни и работы, – железными гвоздями вбивал в головы собеседников прописные истины Вячеслав Николаевич. Слава богу, таких выходцев из села, знающих и любящих его с детства, и у нас в области во власти, и выше – сегодня достаточно. И этот бой мы выиграем.

