Через три года в школах Ростова и области станут работать почти идеальные учителя. Такую амбициозную задачу поставили ученые академии психологии и педагогики Южного Федерального университета при разработке концепции развития педагогического образования

- Вообще идеальных педагогов, как и универсальных солдат, не бывает в принципе, - говорит директор академии психологии и педагогики ЮФУ Владимир КИРИК. - Но мы, скажем так, к этому стремимся. На самом деле нам бы хотелось, чтобы в школу приходили умные, знающие, влюбленные в свою работу и детей учителя.

- Этого хотят все.

- Но мы стараемся еще что-то для этого делать. Собственно, федеральные университеты и создавались для того, чтобы стать научно-исследовательскими и методическими центрами, осуществляющими разработку и продвижение новых образовательных научных технологий. Как раз задача нашего вуза  - содействовать развитию научно-образовательного пространства не только для университета, но и педагогического сообщества Южного федерального округа, которое нуждается в нашей концепции.

- Она вписывается в федеральные образовательные стандарты?

- У федеральных университетов есть право разрабатывать самостоятельно устанавливаемые образовательные стандарты, требования которых не должны быть ниже федеральных. И это хорошо. Потому что мы можем более гибко реагировать на запросы школ. Учесть их пожелания, вписать те компетенции, которые не прописаны или нечетко обозначены в федеральном стандарте, но требуются для региона, и уже через них готовить специалистов.

- Кстати, о пожеланиях. Как педагогическое сообщество восприняло концепцию? Вы обсуждали ее с директорами школ, учителями?

- Обсуждали в несколько этапов. Разослали проект в управления образования муниципалитетов области, Ростова, на рецензирование ученым в ведущие вузы. В конце марта собрали стратегическую сессию по общественно-профессиональному обсуждению. Сессия шла пять часов. Педагоги высказывались по многим пунктам концепции. К примеру, просили расширить модуль практико-ориентированного обучения для того, чтобы учитель научился работать с детьми, родителями, умел заполнять учебную документацию, журнал класса. Чтобы в базовую подготовку педагога были внесены компетенции и разделы, связанные с наиболее проблемными сферами современной системы образования, социальной сферы. Например, технологии профилактики зависимости в молодежной среде: наркомании, алкогольной зависимости, диагностики рисков, связанных с суицидальным поведением. Чтобы каждый педагог, вне зависимости от преподавания своего предмета, понимал и умел предупреждать эти проблемы.

- Как академия будет готовить педагогов?

- Мы разработали комплект самостоятельных образовательных стандартов. На их основе делаем программу, начиная от психологии и всего, что с ней связано, и заканчивая конкретной предметной подготовкой учителей. По этой программе начнем набирать студентов уже в этом году. Более того, подготовка учителей-предметников отнесена к профильным факультетам и институтам университета. Скажем, учителей физики готовят на базе физического факультета. Будущий учитель физики учится на том же оборудовании, в тех же условиях, что и физики классических направлений. Те, кто пойдут работать в школу и те, кто станут заниматься, допустим, фундаментальной или прикладной наукой, будут получать одинаково прочные знания.

- Не связана ли разработка вами концепции с тем, что качество образования у нас в целом упало?

- Я бы несколько иначе интерпретировал эту причину. Скорее, все наши шаги ориентированы на достижение качества образования - качество на входе, когда мы можем предложить образовательные программы, востребованные абитуриентами, а те, в свою очередь, подтвердить свои высокие результаты обучения в школе. Затем на качество обучения уже по университетской учебной программе, касающейся актуальности тем, профессионализма преподавателей. И, наконец, качество на выходе, когда мы даем определенные гарантии и сопровождение выпускника при трудоустройстве. Бессмысленно готовить тех, кто не трудоустроится. Во время обсуждения концепции учителя школ говорили, что в течение 3-5 лет только 25 % молодых педагогов остаются в школе.

- Почему?

- Как выясняется, они не вполне адаптированы к школе, у них возникают сложности  вхождения в педагогический коллектив, в работе с детьми. Необходимо несколько иначе построить педагогическую профориентацию, чтобы тот же школьник 8-11-го класса мог больше узнать о выбранной им специальности. Поэтому в концепцию заложено встраивание регионально-ориентированной системы профориентации через образовательный кластер Южного федерального округа, так называемое представительство кандидата в студенты. Школьник может пользоваться всеми ресурсами университета: ходить на лекции ученых, заниматься в лабораториях вуза, пользоваться его библиотекой. Фактически это своего рода статус вольного слушателя, когда он уже сам себе может ответить, тот ли он выбрал путь в профессию. К тому же он может воспользоваться сервисом профориентационного тестирования: психологи, карьерные консультанты помогут ему определиться в правильности выбора специальности до поступления в вуз, а не тогда, когда он разочаруется в ней, получив диплом и начав работать в школе.

- Ясно ли из концепции, что должен знать педагог и какими навыками обладать?

- Безусловно. Прежде всего учитель должен быть носителем традиций российского образования, потому что у педагогов России задача не только обучать, но и воспитывать. Сейчас появился ряд нормативных документов, связанных с воспитанием молодежи. Вопрос в том, как они воплощаются на практике. С одной стороны, педагог должен быть ориентирован на формирование у школьников общероссийской гражданской идентичности, уметь донести традиции мировой и национальной духовной культуры до своих учеников. С другой стороны, ему необходимо владеть всем современным арсеналом методических образовательных технологий: интернет-ресурсами, социальными сетями, работой сетевых сообществ. Одним словом, сочетать традиционные и инновационные квалификации. Поэтому вся система подготовки направлена на формирование этих знаний.

- Не так давно мне довелось брать интервью у вашей коллеги доктора педагогических наук, профессора Евгении Бондаревской. Евгения Васильевна считает, что практика, которую студенты проходят в школе, не отвечает требованиям подготовки специалистов.

- На это указывали и директора школ. Они просили ввести институты профессиональной социализации - погружение студента в коллектив не с 3-4-го курсов, а начиная с 1-го. Поэтому первокурсники уже с нового учебного года раз в неделю будут приходить на практику в школу. Сначала наблюдать за работой учителей, затем вести уроки.

- Вы упомянули о сопровождении и трудоустройстве выпускников. Каким образом это будет осуществляться?

- В концепции мы прописали создание регионально ориентированного механизма содействия трудоустройству. Буквально месяц назад с управлением образования Ростова мы запустили пилотный проект по трудоустройству. Управление сформулировало прогноз востребованности педагогических кадров на три года вперед.

- И сколько в 2019 году откроется вакансий?

- Более 500. Мы объявили конкурс среди студентов на право заключить, начиная со второго курса, договор о целевом обучении с конкретной школой, объявившей вакансии. Договор заключается между школой, университетом и студентом. Школа предлагает студенту проходить практику в своем образовательном учреждении и гарантирует трудоустройство после окончания вуза. Таким образом студент второго курса бакалавриата подает заявку с указанием конкретной школы или детсада на вакансию, которая откроется 1 сентября 2019 года. Выигрывает конкурс и весь цикл обучения в университете проходит в выбранной им школе или детсаду практику, пишет курсовую, проектные задания, диплом, исходя из запроса конкретной образовательной организации. После выпуска он туда трудоустраивается и три года должен там отработать. Мы рассчитываем, что благодаря этой системе сможем снять риски оттока молодых педагогов из школы.

- Что, на ваш взгляд, было главным в обсуждении концепции?

- То, что мы смогли синхронизировать, скажем так, взгляд академический образовательной науки и взгляд практиков. Важно, что выступали представители всех типов образовательных учреждений - от колледжей до детских садов. Смогли высказаться все категории, включая родителей, представителей ученического сообщества. Мы постарались учесть мнения многих. Какими будут результаты, посмотрим через три года.