Немецкий режиссер начинает снимать фильм о загадочном поэте Велимире Хлебникове. Среди создателей будущего фильма – специалист по прикладной математике
Знакомьтесь: Кристина ПАУСТИАН. Режиссер и художник. Приехала из Берлина в Россию, где работает над полнометражным фильмом о поэте Велимире Хлебникове.
Никита ЗОЛОТОВ. Выпускник факультета информатики и вычислительной техники Донского государственного технического университета – один из участников команды по созданию фильма.
Оба молоды, но уже самодостаточны. Кристина – сотрудник Галереи новой Берлинской ассоциации (n.b.k.). Ее видеоработы выставляются в Швейцарии, Франции, Германии, Колумбии. Ее первый полнометражный фильм «Заплыв», который шел на международных фестивалях в Европе и России, удостоился приза как главный документальный фильм 2015 года в Германии. В реализации фильма о Хлебникове Кристине помогает фонд Роберта Боша.
Никита – президентский стипендиат, автор статей по математике и философии, неоднократный дипломант российских научных конференций.
– Почему именно Хлебников, Кристина? Поэт, которого признают и не признают. Которого одни считают гением чудачества, а другие – гением авангардизма будущего столетия?
– Хлебников – редкий поэт. Интересный. Предвижу вопрос – «и немецкой аудитории тоже?» Невероятно поучительны не только его поэзия, но и судьба. Во-первых, его мифический, но в то же время невероятно точный язык, а во-вторых, его утопические идеи отговорить человечество от вражды и насилия. История имеет особенность повторяться. Сегодня наши будни переполнены продолжающимся конфликтом между культурой Востока и Запада, который стоит жизни тысячам мирных жителей, и мы все еще находимся перед соблазном решать проблемы военным путем. А Хлебников верил, что нашел способ заглянуть в будущее путем математических вычислений и тем самым дать человечеству инструмент предотвращения войн. Это же интересно не только России, но и всему миру. Но тем не менее до сих пор нет кинематографической версии, которая была бы доступна широкой публике не только в России, но и за ее пределами. Тем более личность он незаурядная. Вы знаете, например, что он говорил со своей тенью?
– И вы будете снимать его разговоры с тенью в фильме?
– Вернее сказать, мы ищем актера на роль… тени.
– Интересно!
– Конечно. Задача не из легких. Рост Хлебникова – около двух метров, но при этом он очень сутулился. Был он, как вспоминают современники, похож на птицу. Хлебников, как бы выпавший из времени, всегда находился в роли обозревателя, некого чудака, отстраненного от будничной суматохи. И при этом он был по-детски трогательный. Костюмеры и гримеры из любого актера сделают подобие образа героя – бездомного, косматого, с нечесаными волосами. Но вот «высветить» внутренний мир Хлебникова не каждому под силу. Свободен и независим, как никто, удовлетворялся самым малым, не заинтересованный в материальных благах. Он жил в маленькой комнатке, в которой находилась кровать, стул да стол и где повсюду были разбросаны рукописи. И стихи свои он читал как-то … полушепотом. Уходил со сцены, не дочитав до конца.
– Насколько будет соблюдена историческая достоверность в картине?
– Сюжет фильма основан на дневниковых записях Хлебникова и его произведениях, на биографических очерках, а также воспоминаниях современников. Велимир жил в своем воображении, и этот важный аспект берется за основу повествования. Многие события будут пребывать в мире воображения, что-то похожее на незаурядные кухонные разговоры о мире, о будущем, о несбыточном, не имеющие конкретных последствий. Я хочу рассказать историю, которая не следует внешним историческим фактам в жесткой манере, а скорее является внутренним путешествием в мир Хлебникова со всеми присущими ему культурными перетеканиями Запада и Востока, парадоксами, как, например, его предсказания Октябрьской революции, и непоколебимой верой в человека. Отсюда и название фильма – «Гимн загадочной свободе». Фильм будет лаконичным и простым.
– Так он – предсказатель?
– Нет. Он пытался открыть математические законы истории. Искал связь законов времени. Эти поиски привели его к созданию утопического общества «Председателей Земного шара», единению свободных поэтов и мыслителей, «изобретателей» – людей будущего…
– Никита, вы будущий профессионал-специалист по прикладной математике. Чем вам интересен Хлебников?
– В первую очередь работой с числами. Вычисления Хлебникова наполнены его философией, но не лишены математической структурированности. Сам «Закон времени» является отражением идеи прогнозирования событий истории с пацифистским посылом о возможности благоприятного развития на основании этих знаний. А периодически возникающая усложненность формул подсчета придает интерес не только содержанию, но и форме. Поэзия в числах. Сами работы Хлебникова уже достойны того, чтобы считать их прогнозом многих реалий.
– Где будут проходить съемки?
– Естественно, на родине Хлебникова, в Калмыкии. Сам он говорил, что родился в стране «монгольских, исповедующих Будду кочевников, в степи – высохшем дне исчезающего Каспийского моря». В Казани. В Питере. В музее Хлебникова…
– Кристина, вы ведь снимаете фильм на деньги, полученные в виде грантов?
– Да. С них мы начинаем, но немного надеемся, что энтузиасты нам помогут в завершении проекта. Вернее, что они найдутся. Заинтересуются. Или в России. Или в Германии.
– Пожелаем вам удачи!
P.S. Самое интересное в Хлебникове – личность. Гены, сформировавшие поэта, мыслителя, математика... Кристине Паустиан и Никите Золотову интересен Человек. Без границ, без национальности, без политики. И только на этом будет держаться мир. Пока политики дерутся, люди тянут друг к другу руки. Чтобы созидать. Постигать. Преображать.