Киноцентр «Большой» встречал участников кинопроекта «Движение вверх»

Иван Колесников до съемок в фильме вообще с баскетболом не был знаком.

В истории баскетбола имена форварда Александра Белова и защитника Ивана Едешко стоят рядом. Ведь это Едешко на Мюнхенской олимпиаде 1972 года в последние три секунды матча с непобедимыми прежде американцами сделал «золотой пас» Белову, а Белов, с его подачи, совершил победный бросок мяча в кольцо. Это были решающие мгновения напряженнейшей игры. 

В результате советская сборная со счетом 51:50 обыграла американскую и впервые завоевала олимпийское золото.

На организованную киноцентром «Большой» встречу с создателями картины о том легендарном матче приехали именно исполнители ролей этих двух спортсменов: Иван КОЛЕСНИКОВ и Кузьма САПРЫКИН. Как выяснилось, дружба связывает их не только в кадре.

– Благодаря успеху «Движения вверх» вас узнают теперь на улицах, просят автограф? – спросили артистов ростовские журналисты.

– Узнают. Мы это почувствовали в магазине, покупая пылесос.

– Вам сделали скидки?

– Нет, попросили сфотографироваться. Рядом с пылесосом.

У ребят – отличное чувство юмора. Им нравится шутить. Такая же атмосфера – дружества и шуток – была, по их словам, и на съемках «Движения вверх». Об этом они рассказали, отвечая уже на другой вопрос. О том, как работалось рядом с таким знаменитым артистом, как Владимир Машков, игравшим тренера нашей сборной.

– В нашей профессии есть мастодонты в самом лучшем смысле этого слова, Владимир Львович – один из них, – сказал Иван Колесников. – «Движение вверх» – это мужская история, коллектив на съемочной площадке – тоже преимущественно мужской. Этакая казарма. Много юмора и смеха.

Владимир Львович во всем этом тоже участвует, но начинается работа, и он мгновенно включается в процесс, показывает высочайший класс актерской игры.

Про юмор и смех Иван говорит теперь, когда эти съемки потихоньку стали откочевывать в область воспоминаний. Помнится, раньше подчеркивал в интервью, что это – самый трудный на сегодняшний день его кинопроект. 

Впрочем, об обратной стороне этой медали Иван Колесников упомянул и на встрече в «Большом». Съемочный день, как тренировки у многих спортсменов, начинался в шесть утра и продолжался в течение 12 часов. 

Возможно, Ивану было труднее других. Коллеги в той или иной степени с баскетболом были знакомы и до участия в этом проекте, он – нет. 

Это уже потом, на протяжении нескольких месяцев, как вся их «команда», регулярно ходил на тренировки. Занимался упорно, сыграл убедительно. И тем не менее не скрывает: «Спорт – это не мое».

Кстати, первоначально предполагалось, что Иван Колесников сыграет однофамильца своего героя – атакующего защитника сборной Сергея Белова. Но эта роль больше связана с показом спорта – на нее утвердили в итоге более подготовленного спортивно Кирилла Зайцева.

На встречу с участниками кинопроекта «Движение вверх» пришли не только журналисты, но и профессиональные спортсмены. Один из них спросил, продолжают ли ребята заниматься баскетболом? 

Ответили, что продолжают интересоваться:

Кузьма Сапрыкин считает, что «Движение вверх» – фильм не о баскетболе, а о трудном пути к победе.– Недавно ходили в бар посмотреть чемпионат по баскетболу, – сказал Кузьма Сапрыкин. А Иван Колесников добавил, что их теперь приглашают поприсутствовать на матчах. И не только баскетбольных.

Не секрет, что у суперпопулярного фильма «Движение вверх» есть и противники. Это те люди, которые считают, что его создатели немало погрешили против правды жизни. В ходе матча показывают спортивные приемы, которые в то время в баскетболе не практиковались. Некоторым персонажам придумали то, чего с ними не происходило. К примеру, капитан команды Модестас Пауласкас и не помышлял о побеге на Запад. А здесь он остается со своей командой на решающий матч в результате нравственного перелома, едва не совершив предательство…

Мы спросили у Кузьмы Сапрыкина, не заходил ли у него с олимпийцем Иваном Едешко разговор о границах дозволенного в подобной переделке биографий реальных людей? Как отнесся Едешко к эпизоду, когда в его чемоданах таможенники обнаруживают «контрабанду» дефицитной тогда в СССР шерстяной пряжи?

– Иван Иванович часто приходил на съемочную площадку и поначалу про многое, что видел, говорил: «Не так». Но тем не менее держался доброжелательно, продолжал нас консультировать, помогать советами. Когда посмотрел уже готовый фильм, сказал, что понял, для чего что-то усилено, изменено, придумано. Это работает на эмоции. По словам Ивана Ивановича, именно наш фильм позволил ему в полной мере как бы вернуться во времена его спортивной молодости.

Не устроило Ивана Ивановича только одно: почему я играю его без усов. Я объяснил: свои еще не выросли, а те, которые мне примеряли, – просто ужас. Он посмеялся, согласился и с этим.

Одну из молоденьких журналисток заинтересовали снимки, которые Кузьма выкладывал в «Инстаграм» еще до выхода «Движения вверх» на экраны. На артисте – необычная обувь, как бы на платформе. 

Этот маленький секрет раскрыл Иван:

– Нам действительно выдавали «котурны», прибавлявшие к росту десять сантиметров.

Трудно даже представить, какого же тогда роста и сложения американские артисты, сыгравшие соперников наших баскетболистов. И Кузьма, и Иван едва ли не в один голос воскликнули: «Они такие здоровые! В три раза выше!»

А мы задали вопрос о том, как эти гиганты вели себя на съемках? Ведь с итогами того матча в Мюнхене игроки американской сборной по баскетболу так и не согласились, получать серебряные медали Олимпиады отказались (все эти награды не востребованы по сей день). Там была такая ситуация, что судьи продлили матч на три секунды в ответ на протест советской стороны: почему не среагировали на просьбу нашего тренера о тайм-ауте. Мяч снова ввели в игру, но в результате какой-то технической ошибки «отбой» дали не через три секунды, а через две. Это тоже было опротестовано. У советской команды появился еще один шанс, который и вывел ее в олимпийские чемпионы. 

– С американцами мы подружились, – сказал Иван Колесников. – Мюнхенскую Олимпиаду снимали в Москве. В свободное время мы показывали американским ребятам Москву. Держались они толерантно, о пересмотре итогов матча между нашими командами речи не заводили.

Думаю, что спорить тут не о чем. Американские баскетболисты были самые сильные в мире, больше тридцати лет никому не проигрывали. Но на том матче еще до тех трех секунд советские баскетболисты лидировали.

– Ваши персонажи что-то в вас самих изменили?

Кузьма САПРЫКИН: – Этот фильм не о баскетболе. Он – о трудном пути к победе. Я (Иван Едешко) говорю там: «Пока живой,  все можно». И это правда. Я там понял, что это – правда.

Иван КОЛЕСНИКОВ: – Я не люблю пафоса. Даже нет, не так: я его ненавижу, но «Пока живой, все можно» – это точно. И еще там есть фраза (ее говорит тренер) про три секунды, которые решают все. И это тоже так. За три секунды можно нажать на кнопочку, которая уничтожит жизнь на планете. Но бывают три секунды, с которых начинается любовь, а дальше – появляется семья, рождаются дети.