Дарья РОГОВА – учитель физики ростовской школы № 49, победитель конкурса «Учитель года Дона-2018»
Опыт работы учителем у Дарьи Роговой небольшой – в сентябре четыре года, как она пришла в школу. Но не все же измеряется временем. Дарья любит и гордится своей работой. Даже когда друзья, знакомые спрашивают у нее: «Как дела?», обычно она рассказывает им о том, как дела на работе. Просто живет школой, своими учениками.
– Вы впервые попали на такого рода конкурс?
– В профессии – второй. В прошлом году я стала победителем конкурса «Учитель года Дона-2017» в номинации «Педагогический дебют». Если вообще говорить о моем участии в конкурсах, то самый первый случился в 13 лет. Это была Всероссийская конференция «Отечество», на которой за исследовательскую работу в секции «Экология» я получила премию Президента РФ – 60 тысяч рублей!
– Целое состояние.
– Для меня и моей семьи это действительно было состоянием. Мы жили очень скромно. Лишних денег никогда не было. Помню, когда я сказала родителям, что хочу стать педагогом, мама не стала отговаривать, но заметила, что учителя мало получают. Спасибо им, что не использовали тогда мою премию на семейные нужды, а оставили ее мне. На часть премии я купила новый компьютер, а оставшиеся деньги распределила так, что мне их хватило еще на несколько лет. Вот тогда я поняла, что мозгом можно заработать.
– А почему вы все-таки решили стать учителем?
– Благодаря своим родителям. В детстве то папа брал меня с собой в НИИ физики РГУ, где работал инженером, то мама – в школу, она учительница русского языка и литературы. Я училась в 16-й школе, а заканчивала физико-математический лицей № 33. Окончив лицей, поступила на физфак ЮФУ.
– После окончания вуза проблем с трудоустройством не было?
– Не я искала работу – она меня нашла. Я сначала окончила бакалавриат по физике, но еще продолжала обучение по дополнительной квалификации «учитель физики и информатики». Училась параллельно. Мне оставался еще год до окончания учебы. Думала, отучусь и с дипломом физика и преподавателя пойду работать в школу. Но не тут-то было. В начале учебного года мне позвонили с факультета: «Даша, в школу, прямо напротив твоего дома, срочно нужен учитель физики. Пойдешь?» Я согласилась. И стала работать в 49-й школе, о чем ни разу не пожалела.
– Вы в каких классах ведете физику?
– С 7-го по 11-й, а также математику в 5-м. В 5-м классе я еще классный руководитель.
– Нынешние пятиклашки – продвинутые ребята?
– Очень! Это дети, которые родились в бум информационных технологий. Мы с вами пришли в Интернет уже взрослыми, а для них пользоваться Сетью – как свет включить. То обилие информации, которое их окружает, сказывается на их поведении, осведомленности. Они всегда в курсе всего. С ними можно говорить на актуальные темы, с учетом их возраста, естественно. Но с ними и сложно. Опять же из-за их хорошей осведомленности.
– Можно попасть впросак?
– Стараюсь не попадать.
– А старшеклассники какие?
– Более смелые. В высказывании своей точки зрения, отстаивании своего мнения. Я закончила школу в 2009-м, в общем, относительно недавно. Когда учитель нам говорил: «Будет так, как я сказал», ему никто не перечил. Если бы сейчас кто-то из педагогов так сказал, то со стороны школьников это, наверное, вызвало бы бурю протеста. Сегодня учителю надо быть дипломатом в отношениях с детьми. Потому что они лучше охраняют границы своего личного пространства, чем это делали мы, когда учились в школе. Или, к примеру, мое поколение в политическом плане было инертным. Потому что, когда я училась в школе, о политике не принято было говорить, а сегодня ученики много рассуждают о политике, экономике. Наши учителя не обсуждали с нами эти темы, потому что мы не задавали им такие вопросы. А нынешние дети задают.
– Не так давно моя знакомая рассказывала, что в школе, где учится ее сын, учительница твердо стоит на том, что ее задача – дать детям материал, а дальше они сами должны его усваивать.
– Я с этим не согласна. Для того, чтобы дать материал, учитель не нужен, его можно взять из учебника, других источников. Задача учителя состоит в том, чтобы, как сегодня говорится, замотивировать ученика: объяснить, зачем ему необходимо справиться с заданием, разобрать материал применительно к жизни, то есть как это ему пригодится потом. Я, наверное, тот учитель, который с учебником часто спорит. Бывает даже, даю детям разобрать не все задания из параграфа, а наводящий материал – тот, что больше увлечет учеников, чтобы, заинтересовавшись им, они пришли домой и прочли заданный им параграф.
– Вы заканчивали физфак и не могли не знать доктора физико-математических наук, профессора Малышевского…
– Конечно! Когда я училась он был деканом физфака. Вячеслав Сергеевич – прекрасный преподаватель и замечательный человек.
– Так вот, в одном из интервью нашей газете он заметил, что, к сожалению, на факультет приходят выпускники школ со слабым знанием физики. Можете вы, как учитель физики, объяснить, почему?
– Наверное, это общая тенденция. Не зря сегодня психологи говорят, что у школьников сократилось время активного внимания. А любой предмет, чтобы быть усвоенным, требует определенной доли усидчивости, кропотливости. Неважно – история это, физика или математика. Чтобы решить мало-мальски сложную задачу, надо потратить хотя бы пять–десять минут. Ученики зачастую не готовы тратить столько времени. Им кажется, если задача не решилась в одно касание, то дальше ломать голову над ней не стоит. Это с одной стороны. С другой, у родителей, по крайней мере моих учеников, работа связана с экономикой, юриспруденцией, а не IT-сферой, где много физики. Они думают, что такой предмет, как физика, не настолько важен, как тот, который ребенку пригодится при поступлении в вуз. У меня было три выпуска учеников, и я могу пересчитать по пальцам тех ребят, кто поступил на физфак. Пусть их пока не так много, но я уже ими горжусь. Конечно, в рамках школы делаю все, чтобы заинтересовать детей своим предметом, но понимаю, что хотя на всех углах говорят о необходимости повышать престиж инженерных специальностей, должны быть, наверное, еще какие-то глобальные изменения в обществе, чтобы повернуть ребят в инженерную сферу.
– А на уровне школы можно что-то сделать?
– Уже делается. Ребят больше увлекает практика. Когда они ходят на Дни открытых дверей, где могут увидеть научные лаборатории, пообщаться с учеными, у них проявляется интерес к предмету. Сегодня в вузах проходят фестивали науки, на физфаке ЮФУ – «Открытая лабораторная», в университете проводятся также проектные смены и, опять-таки, физфак там впереди планеты всей. Такие мероприятия – отличное подспорье для учителей, потому что каждый день на каникулах ребята общаются с учеными, создают свои проекты. Потом дети приходят и говорят: «Дарья Валерьевна, физики, оказывается, не только умные, но еще и веселые люди!» Все вместе это может дать большой толчок для того, чтобы ребята увлеклись физикой и выбрали связанную с ней профессию.
– Школа стала более открытой, чем, скажем, когда учились вы?
– Думаю, прозрачности становится больше. Сейчас каждая школа имеет свой сайт, где есть информация, начиная от расписаний уроков, электронных дневников учеников до разных мероприятий. Появляются интегративные площадки между школами, коуч-учителя, которые руководят проектами ребят из разных школ, коллаборация – школа — вуз. У нас есть образовательный кластер с Южным федеральным университетом. Усиление таких связей сейчас преобладает. Кроме этого, у учителя есть личный сайт. На своем сайте я рассказываю о себе, своих учениках. Здесь же можно найти некоторые из моих методических разработок, названия книг по детской психологии для родителей.
– Кстати, о родителях. Надо ли их «воспитывать»? Бывает, что для педагога некоторые родители становятся камнем преткновения в работе с учениками.
– Не надо и не получится, так же, как не получится говорить им, как воспитывать детей. В любом случае – это их дети. С родителями надо взаимодействовать и сотрудничать. Правда, бывают и разногласия. Был случай, когда я сказала родителям одного из учеников, что они чрезмерно, не по возрасту загружают ребенка. Но они убеждены, что так надо. Все, что в таких ситуациях я могу сделать, это высказать свое мнение и, например, порекомендовать посоветоваться с психологом, допустимо ли продолжать нагружать ребенка или ему нужна уже помощь. Дальше должны решать родители, как им поступить.
– В спорах о школе многие задают вопрос: «Должен ли учитель любить детей?»
– Думаю, да. Но для меня любовь, как говорил немецкий социолог, психолог и философ Эрих Фромм, «это активная заинтересованность в жизни и развитии объекта любви». И когда ребята начинают говорить: «Дарья Валерьевна, почему у меня двойка?», «А у меня тройка? Вы нас что, не любите?» Говорю им: «Как это? Люблю! Я хочу, чтобы вы развивались, поэтому ставлю двойку, тройку не вам, а вашей работе. Чтобы в следующий раз вы сделали ее лучше».
– Что бы вы пожелали себе и своим ученикам?
– Наверное, самое главное – быть счастливым человеком. И образование – один из способов таким стать. Я желаю ребятам не бояться ошибок, жить в согласии с собой и окружающим миром.