Вместе с читателями обсуждаем шахматный всеобуч в донских школах: плюсы и минусы, которые уже обозначились при реализации проекта, конкретные адреса, где всеобуч еще пробуксовывает...


ПРЕПОДАВАТЕЛЬ шахмат в разных кружках и Дворце творчества детей и молодежи Ростова-на-Дону мастер ФИДЕ Дмитрий КАЗЬМИН:

– По программе шахматного всеобуча проработал три года на базе гимназии № 95. Всеобучем в этой гимназии охвачены начальные классы. Принудиловки при мне (в настоящее время перешел на работу во Дворец творчества детей и молодежи) не было – ребята ходили по желанию. Группы в классах состояли из 15 человек. Наиболее благодарными учениками были ребята из первых-вторых классов. Использовал проекционный телевизор с подключенным к нему компьютером, программу «Динозавры учат шахматам» и обучающие видеоролики. Первоклассники смотрели короткие мультфильмы о шахматах. Самое трудное – дать первый толчок, научить ходить фигурами. Зато потом от желающих играть не было отбоя. Я не требовал вначале от ребят знаний всех правил. Кто не умел ставить мат, тот играл до трехкратного «съедения» короля.

 Гимназия имеет неплохую материальную базу. Руководство предоставило в пользование целый компьютерный класс с 10 моноблоками, а также 6 ноутбуков, что позволило в индивидуальном порядке обучать самых продвинутых ребят. Время такое: деревянные фигуры терпят жесточайшую конкуренцию со стороны гаджетов. 

 На каждом этапе обучения проводил турниры для выявления сильнейших в классах. Научились играть пешками – сразу проводим турнир. И обязательно грамоты. Соревновательный дух заставляет ребенка серьезней относиться к обучению, а награда помогает развиться качествам победителя и лидера. Проводилась спартакиада между классами. Отдельно играли первоклассники, второклассники и ученики третьих-четвертых классов. Лучшие награждались грамотами, медалями и книгами. Они продолжали дальше обучаться шахматам в детском Доме творчества Советского района. Не секрет, что большинство детей уже в первый год обучения обычно отсеиваются из кружков. Шахматный всеобуч помогал мне отбирать лучших.

Очень жаль, что с 2017 года не проводится районная спартакиада по шахматам. Ребятам просто некуда расти: до городского и областного шахматного уровня доходят лишь единицы. Необходимо устраивать не только районные турниры «Белая ладья» для небольшой группы младших школьников, но и проводить массовые командные соревнования. В гимназии № 95 за три года, для справки, через шахматный всеобуч прошли около 250 ребят. 

Пусть не все они станут сильными шахматистами. Важно, что они с помощью шахмат учатся управлять не только фигурками на доске, но и собственными эмоциями.

ДЕТСКИЙ тренер с 25-летним стажем, член детско-юношеской комиссии федерации шахмат Ростовской области, кандидат технических наук, специалист по теории игр и кибернетике Виталий ГНИРЕНКО
ДЕТСКИЙ тренер с 25-летним стажем, член детско-юношеской комиссии федерации шахмат Ростовской области, кандидат технических наук, специалист по теории игр и кибернетике Виталий ГНИРЕНКО:

– Не скрою, что мои впечатления от шахматного всеобуча претерпели изменения. Вначале было полное одобрение этой идеи. А сейчас близок к разочарованию от практики ее реализации.

Хорошая инициатива не была подкреплена ни финансово, ни организационно. Мизерные оклады тренерам, которые были предложены директорами школ, не позволили привлечь в школы опытных шахматных наставников. Занятия с детьми стали проводить учителя, которые сами знали только азы шахмат. В этом смог убедиться, когда вел занятия с ними в институте повышения квалификации. Мои лекции о современных новых методах преподавания шахмат с использованием компьютерных обучающих программ были встречены с интересом, но широкого внедрения в школах пока не нашли.

– О чем конкретно идет речь?

– На начальном этапе обучения ребят для домашних заданий вполне можно использовать такое издание, как «Шахматы. 1-й класс. Рабочая тетрадь. В 2 частях», и компьютерные программы «Шахматная школа для начинающих», «Динозавры учат шахматам». Дети между собой вполне могут играть за реальными шахматными столами в школе.

За виртуальной доской тоже – на порталах «Шахматная планета», «Самара шахматы онлайн» и других.

К сожалению, современный шахматный всеобуч держится в основном на энтузиастах шахмат пенсионного возраста. Считаю, что эффект от такого всеобуча, какой он сейчас, для популяризации игры и интеллектуального развития детей пока невелик. Уверен, что для активизации шахматного всеобуча необходимо значительно увеличить число командных соревнований как в школе между начальными классами, так и соревнований между школами. Одно соревнование в год – «Белая ладья» – это очень мало! 

ТРЕНЕР-преподаватель по шахматам 1-й категории из слободы Родионово-Несветайской, член президиума шахматной федерации Ростовской области Анатолий ПЕТРОВ
ТРЕНЕР-преподаватель по шахматам 1-й категории из слободы Родионово-Несветайской, член президиума шахматной федерации Ростовской области Анатолий ПЕТРОВ: 

– Свой шахматный всеобуч детей мы начали задолго до официального старта этого проекта. В 2010 году (тогда еще общей тенденции не было) директор Родионово-Несветайской школы Виктор Николаевич Бурлуков предложил начать его в первых классах. Я согласился, и вот уже десятый год мы его проводим в начальных классах. За это время научились играть в шахматы более 700 учащихся.

Убедился: всеобуч очень нужен! С помощью шахмат ребёнок, прежде всего, познаёт самого себя, развивает творческие способности. Это очень помогает ему в изучении других предметов, дисциплинирует в плане подготовки к экзаменам. К сожалению, далеко не все учителя и родители понимают «шахматную важность». 

– Что мешает всеобучу?

– Малая зарплата учителей по шахматам. Я, например, тренер-преподаватель 1-й категории. Работаю на полставки учителем и получаю чистыми 4600 рублей. Слабая еще и материальная база – нет хорошо оборудованных шахматных классов.

В райцентре в 2015 году открылся замечательный спортивно-оздоровительный комплекс «Триумф». В нём был выделен шахматный класс для нашей ДЮСШ. Три года мы занимались в идеальных практически условиях. Но с 2018 года администрация района перестала оплачивать аренду шахматного класса, и теперь заниматься с детьми негде. Как и в Родионово-Несветайской школе, где помещение шахматного класса недавно забрали для других нужд. И заниматься с детьми шахматами тоже стало негде. 

Жаль, что занятия шахматами больше по субъективным, чем объективным моментам могут вот так, в один миг, стать для детей недоступными…

ЧЕМПИОН мира, международный гроссмейстер Александр ГАЛКИН
ЧЕМПИОН мира, международный гроссмейстер Александр ГАЛКИН:

– Хорошо, что редакция «Нашего времени» пригласила читателей обсудить тему шахматного всеобуча в донских школах. Занятия шахматами помогают развивать память. Как и любой вид спорта, воспитывают у ребенка чувство дисциплины и обязательности, помогают развивать логическое мышление, принимать самостоятельные решения и нести ответственность за эти решения.

Важно при этом, чтобы тренер-педагог научил ребенка методологии самостоятельной работы – с источниками информации, будь то книга, журнал или специализированная компьютерная программа, аналитической работе с источниками информации, прочим необходимым и полезным для интеллектуального развития юного всезнайки вещам. 

Шахматы как вид спорта – это нацеленность на победу, на воспитание личности, обладающей лидерскими качествами. Эти навыки помогут самореализоваться во взрослой жизни.

Есть очень хороший пример. В США большое количество родителей с раннего возраста вкладывают средства в шахматное развитие своих детей. Не для того, чтобы они стали выдающимися спортсменами. Нет, конечно. А в качестве инвестиций в будущее своих детей, путем получения ими образования в лучших университетах страны. Успехи в шахматах, определяемые завоеванным званием или соответствующим рейтингом, позволяют после окончания школы ребятам и девчатам получать специальные квоты и гранты, которые гарантируют поступления в самые престижные учебные заведения страны. Более того, выпускников университетов с хорошими баллами и успехами в шахматах гораздо охотнее принимают на работу в крупные корпорации. Специалист, который достиг успехов и в учебе, и в шахматах, априори рассматривается работодателем как перспективный работник, как хороший аналитик, как личность, нацеленная на получение максимального результата и для себя, и для фирмы. 

В других странах также активно внедряются в программу школьного образования уроки шахмат. Счет этих стран пошел на десятки. Это уже не эксперимент, а сложившаяся педагогическая система.

В нашей стране возрожден некогда легендарный турнир школьных команд «Белая ладья». Этот турнир, в котором команда формируется только из школьников, обучающихся в одной конкретной школе, вновь стал очень престижным. Региональные соревнования за право выступить во всероссийском турнире, проводимом в Сочи, пользуются огромной популярностью. Это я знаю не понаслышке. В Ростовской области в начале марта пройдет региональный этап турнира школ, который выявит нашего представителя на всероссийском турнире «Белая ладья». Пусть победит сильнейший!

Сообщайте по телефону редакции «НВ» 2402979 (e-mail: sipetinvalery@gmail.com) адреса, где шахматный всеобуч успешно развивается, а где, напротив, по разным причинам пробуксовывает. Озвучивайте свои идеи и предложения!

Видео Владимира АПАРИНА


Читайте по теме:

«Шахматы для галочки»

«Требуется шахматная педагогика»

«Шахматы: играют все!»

«Вице-чемпионка страны по шахматам Екатерина ПОЛЯКОВА: «Моя мама – Ферзь!»

«Шахматный всеобуч: за парту сядут и учителя»