Неделю назад в «НВ» был опубликован материал о ростовском профессоре, докторе технических наук, который пишет музыку, прозу и стихи под псевдонимом Леонид Адамов. Сегодня мы расскажем, кто скрывался под этим псевдонимом.

19-20 февраля в Ростовском академическом театре драмы им. М. Горького состоялась премьера нового музыкального спектакля «Приличные девушки» этого автора. 

Театральные каноны требуют выхода на сцену режиссёра, художника, хореографа спектакля и авторов пьесы во время финального бисирования.

Так тайна была раскрыта: Леонид Адамов это – Левон Маилян, заслуженный строитель РФ, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительства, председатель правления СРО НП «Объединение строителей, проектировщиков и изыскателей Южного и Северо-Кавказского округов»...

– Левон Рафаэлович, «Приличные девушки» – это ведь не первый написанный вами мюзикл?

– Не первый… Первый музыкальный спектакль, написанный мной в соавторстве с замечательным ростовским композитором Александром Гоптарёвым, назывался «Любовь, несмотря ни на что…» и уже несколько сезонов идёт на сцене Русского драматического театра им. Е. Вахтангова во Владикавказе и в Новошахтинском театре. «Приличные девушки» – это второй наш опыт. Спектакль впервые был поставлен более двух лет назад в том же РДТ во Владикавказе и вот теперь вошёл в репертуар театра им. М. Горького. Сегодня мы заканчиваем уже третий мюзикл – «Любовь вопреки… или Любовь, несмотря ни на что, пять лет спустя», который является продолжением первого, то есть сиквелом, что, кстати, достаточно необычно для театра.

– Какая часть творческой работы над мюзиклом «Приличные девушки» была выполнена именно вами?

– Я написал либретто спектакля, включая стихи ко всем ариям, и примерно пятую часть музыки. Причём я передавал своему соавтору Александру Гоптарёву лишь мелодии с достаточно примитивным аккомпанементом, а он уже их обрабатывал и аранжировал, согласовывая со мной стилистику аранжировок и манеру подачи музыкального материала.

– Что вы можете сказать о сложностях, возникавших в процессе сценических постановок мюзиклов? – это уже вопрос продюсеру спектакля Лейле Кузьменко.

– При осуществлении постановки первого мюзикла «Любовь, несмотря ни на что…» во Владикавказе мы столкнулись с понятными трудностями: авторы неизвестны, нигде прежде их пьесы не ставились, поэтому руководство театра встретило нас довольно настороженно. Да и нашей творческой группе пришлось немало потрудиться, чтобы понять, чем театр дышит, каковы особенности и возможности его труппы, а потом ещё и убедить коллектив театра в нашем творческом потенциале. Помогло, что к нам присоединились прекрасный болгарский режиссёр-постановщик Богдан Петканин и замечательный ростовский хореограф Сергей Никульшин – лучший хореограф мира по версии 2011 года. Словом, команда сложилась очень профессиональная!

– И спектакль состоялся?

– Не то слово! Он с успехом идёт вот уже шесть лет. Поэтому когда через какое-то время мы предложили тому же Русскому драматическому театру им. Е. Вахтангова второй мюзикл, «Приличные девушки», это было встречено там на «ура!» Особенно радовались актёры, которым выпала очередная возможность попробовать себя в иных амплуа – все вдруг запели и затанцевали с огромным удовольствием, даже раскрыли в себе новые творческие грани.

Публика приходит на наши мюзиклы целыми семьями, потому что говорится в них о главных, но таких простых и вечных человеческих ценностях – о семье, любви, дружбе, о верности и искренности в отношениях между людьми...

– А с чего началось создание мюзикла «Приличные девушки»?

– Как-то мы ехали в машине, и Левон Рафаэлович включил запись только что написанной им новой песни, которая так и называлась – «Приличные девушки». И все присутствовавшие тогда в один голос сказали: «Нужен мюзикл, главная тема спектакля уже есть!» Вот до чего песня сразу легла на душу! К концу второго куплета мы все уже начали подпевать, а затем мелодия ещё долго не покидала нас, что дарило неосознанное ощущение радости.

– Трудно ли было добиться постановки спектакля на сцене РАТД им. М. Горького?

– Всегда сложно убедить кого-либо браться за что-то новое и неизвестное. Помогло то, что члены нашей команды – Богдан Петканин и Сергей Никульшин – давно и очень успешно сотрудничают с нашим театром. Руководители театра поняли, что эти мастера музыкально-драматического жанра, всегда добивающиеся блестящего результата, не возьмутся за слабый драматургический материал, и поэтому одобрили постановку. А актёры с вдохновением взялись за работу, моментально влюбившись в прекрасную музыку, написанную Александром Гоптарёвым и Левоном Маиляном.

В результате – бурная и однозначно позитивная реакция зрительного зала, в объективности которой каждый ростовчанин и гость города может убедиться, придя в театр. Это бесконечно радует, ведь столько сил вложено, столько таланта многих людей – и создателей спектакля, и исполнителей!

Левон Маилян:

– Лейла Магомедовна уже рассказала, когда и при каких обстоятельствах родился замысел нашего спектакля. Единодушие советов делать мюзикл, положив в его основу песню «Приличные девушки», конечно, меня вдохновило, поэтому уже через два-три месяца либретто обрело законченный вид. Вообще, когда у меня рождается какая-то идея, она сразу как-то структурируется в голове. Здесь, видимо, мне помогает профессиональное занятие наукой, которая очень дисциплинируют мышление.

Когда мы приступили к музыкальным номерам, то музыка писалась на уже готовые стихи. Надо сказать, что и Александру Гоптарёву, и мне это удавалось далеко не с первой попытки. Ведь надо было создать музыку не на каждое конкретное стихотворение, а учитывать контекст всего мюзикла. Подчас рождались очень хорошие мелодии, но, увы, не ложившиеся в характеры героев, в общую драматургию, и приходилось от них отказываться. И здесь мой замечательный соавтор – профессиональный композитор Александр Гоптарёв – я считаю, справился просто замечательно! Хотя ему было очень нелегко, в том числе со мной…

– Интересно, что вами лично, кроме основной темы спектакля, написаны мелодии в основном к женским музыкальным номерам. Так получилось случайно?

– Даже не знаю. Я как-то об этом не задумывался, надо проанализировать. Но, повторюсь, всё идёт от стихов – если они сразу ложатся на настроение, если способны вызвать во мне адекватный музыкальный отклик, то рождается и красивая мелодия. Однако это лишь мелодия, требующая профессиональной огранки – искусства, которым блестяще владеет мой постоянный и полноправный соавтор.

– «Приличные девушки» – это первый за долгие годы, а может, и десятилетия музыкальный спектакль, «с нуля» написанный местными авторами и поставленный на ростовской сцене…

– Для местного патриотизма это, конечно, хорошо, но в нашем случае служило камнем преткновения. Произведения местных доморощенных авторов всегда берут с большой опаской, предпочитая проверенную временем классику или пьесы хорошо известных публике, раскрученных драматургов и композиторов. Тем не менее театр рискнул и, надеюсь, не ошибся…

– Вы автор увлекательных повестей, которые охотно в течение уже многих лет публикует крупное столичное издательство РИОР. Не было желания написать драматическую пьесу с закрученным сюжетом, как вы это умеете?

– В своё время я написал трагикомедию, но она, по образному выражению главного режиссёра одного из театров, получилась «слишком смешной». Её надо привести в порядок. И к этому, возможно, я ещё вернусь.

– Ваши литературные произведения авантюрного жанра, в частности цикл «Игры ума», шикарно легли бы в основу остросюжетного телесериала. Вы об этом не задумывались?

– Возможно, но для реализации столь масштабных проектов нужны огромные средства, силы, связи. Тут без поддержки крупных заинтересованных телеканалов либо государства не обойтись. Впрочем, попробовать предложить идею можно…

– Если вернуться к премьере мюзикла «Приличные девушки» в Ростовском академическом театре драмы им. М. Горького, то можно ли назвать её неким этапом в вашем творчестве?

– Безусловно. Спектакль уже вызвал интерес в театральных кругах страны. Начались переговоры с театрами и даже мюзик-холлами Санкт-Петербурга, Казани, некоторых других городов. Словом, молва уже пошла, а там и до столичных подмостков недалеко.

– Когда приходит успех, когда зрительный зал бисирует героям написанного вами спектакля, что чувствует автор?

– Появляется ощущение хорошо сделанной работы. И снова хочется за письменный стол и к музыкальному инструменту…