На вечный вопрос о единстве и неделимости России у видного донского ученого, академика РАН Владимира Ивановича КОЛЕСНИКОВА есть вполне определенный ответ. По его убеждению, гигантскую страну, помимо всего прочего, объединяет транспорт. И прежде всего железнодорожный.

Фото из открытых источников
Его, считает академик, возглавляющий совет Академии наук по инновационным проблемам транспорта и логистики, и следует развивать в первоочередном порядке. Остальные виды, безусловно, тоже важны и заслуживают серьезного внимания. Но железнодорожный – на особом счету. Прежде всего в силу своей фактической всепогодности и способности в перспективе по скоростям конкурировать с ближней и средней авиацией. Не говоря уже об автотранспорте:

– Национальная сеть высокоскоростных магистралей может стать основой для развития и подъема национальной экономики. Такой же, как в прошлом выступали проекты освоения Сибири, план ГОЭЛРО, развитие космонавтики…

Эту мысль В. Колесников высказал при подготовке заседания президиума Госсовета по стратегическому развитию транспорта России. Позже, уже в ходе совещаний рабочей группы, куда академик был включен, Колесников подготовил ряд предложений, которые были оформлены в виде конкретных поручений.

Только развитый наземный транспорт, а конкретно: железная дорога, способен помочь стране реализовать ее такое колоссальное глобальное преимущество, каким являются обширные пространства. Связанные сетью высокоскоростных железных дорог, эти пространства способны соединить большинство мировых экономических центров: в Евросоюзе, ЮгоВосточной Азии и даже на СевероАмериканском континенте.

Дело за тем, чтобы заинтересовать в перспективах ведущие мировые экономики: китайскую, японскую, индийскую, южнокорейскую, казахскую… При этом Россия должна стать своего рода точкой равновесия, стабилизирующим центром. Девиз: «Все мы разные, но все мы равные». Плюс к тому ускорятся интеграционные процессы внутри страны и в пределах СНГ. И поможет этому развитая современная железнодорожная сеть.

В.И. Колесников предложил развернутый план технологического прорыва на базе вузовской и отраслевой науки. Его опорные пункты: создание базовых кафедр в вузах, возрождение отраслевых лабораторий, реализация программ поддержки молодежных исследовательских коллективов и студенческих КБ со стороны бизнеса и привлечение туда ведущих вузовских и академических ученых. И, наконец, решение кадрового вопроса. Ученый убежден:

– Если будет создана национальная сеть высокоскоростных магистралей, то будет основа для развития и подъема не только Сибири, Дальнего Востока, Арктического региона, но и всей российской экономики.

Теперь, по решению президиума Госсовета, предстоит обратиться в Госдуму с предложением о разработке закона, который бы позволил при внедрении инновационных разработок стимулировать и непосредственного разработчика, и организацию, в которой тот состоит. Есть смысл перейти и на долевое владение правом на интеллектуальную собственность.

Как видим, разработка транспортной темы уже давно вышла из стадии общих концепций и углубилась в конкретику. Что говорит о жизнеспособности предложений донского ученого. Вновь эта жизнеспособность была подтверждена в ходе недавней «Транспортной недели», которая по традиции вот уже полтора десятка лет ежегодно проводится в Москве. Там многие из фундаментальных транспортных идей, обозначенных в свое время академиком Колесниковым, уже находят применение даже на муниципальном уровне.

Так, мысли о высокоскоростном железнодорожном движении как интеграторе экономики, будучи в масштабе муниципалитета трансформированы в проект

скоростного легкорельсового транспорта, убедительно подтверждаются и в местном масштабе. Так же, как интересные перспективы обнаруживает и проект городской электрички, способный буквально сшить пространство мегаполиса, приблизив друг к другу его окраинные микрорайоны.

Инновации, новые технологии, цифровизация – это не просто цели. И уж наверняка не дань моде. По оценке донского губернатора Василия Голубева, возглавлявшего донскую делегацию на «Транспортной неделе», они дают верный способ выживания в конкурентном мире транспорта и логистики:

– На мой взгляд, все, что касается транспорта, является ключевой историей. За модернизацией транспорта тянутся многие проекты в самых разных направлениях. Мы идем по этому пути…

В начале ноября Владимиру Ивановичу Колесникову исполнилось 80 лет. Столь знаковую дату академик встречает, что называется, на острие научной мысли. Характерно, что свой юбилей Владимир Иванович отметил международной научнопрактической конференцией по проблемам трибологии – раздела физики, изучающего процессы трения и связанного с ним изнашивания материалов.

В стенах родного академику Колесникову РГУПСа, легендарного РИИЖТа, где он прожил практически всю свою жизнь в науке – от ассистента на кафедре физики до ректора и сегодня - президента университета – в эти дни вместе с поздравлениями от коллег звучали многие глубокие мысли о роли железнодорожного транспорта, созвучные высказанным Колесниковым при подготовке к заседанию президиума Госсовета.

И, конечно, юбиляру поступила масса поздравлений и добрых пожеланий. От коллег, среди которых – ученые с мировым именем, от организаторов науки и производства, от других известных в стране и на Дону людей. А открыли череду поздравлений телеграммы от президента РФ В. Путина и губернатора Ростовской области В.Голубева, что в очередной раз доказывает непреходящее значение для страны того, чему сегодня отдает свои силы академик Колесников.