
Дата публикации:
25 авг 2023 г.
Свой взгляд на ход избирательной кампании в Ростовской области излагает политолог Алим БАТОВ, член экспертного совета
по законотворчеству Молодежного парламента при ГД РФ
1516
– Я внимательно прочел интервью в «Нашем времени» с кандидатом философских наук Ильей Роговым 18 августа 2023 года. Согласен с ним в том, что текущая избирательная кампания проходит в режиме электоральной тишины. Но вот причину этого вижу не в отсутствии уникальных предвыборных программ, а в прифронтовом статусе региона. Если в предыдущие избирательные кампании их нерв формировали активные и ресурсные элиты в регионе, которые выступали от той или иной оппозиционной партии, то сейчас этого нет.
Политический эффект СВО демонстрирует реальные электоральные потери оппозиционных партий. В условиях эффекта «сплочения вокруг флага» партии как публичные политические институты фактически «потерялись». И это позволяет региональным администрациям проводить тихую кампанию, направленную на отказ от акцентирования внимания на выборах в заксобрание.
– А как это воспринимают избиратели?
– По данным различных социологических срезов, интерес среди жителей области к предстоящему Единому дню голосования крайне невысок. Выборы в регионе пройдут в три дня. И это играет на руку партии власти, открывая больше возможностей для увеличения явки лояльных избирателей. Уровень явки позволит оценить степень управляемости и численность тех, кто готов поддержать губернатора, возглавившего список от партии «Единая Россия».
У меня нет сомнений в том, что все тактические задачи на грядущих выборах администрация Голубева решит. Тем более что партии парламентской оппозиции в целом проявляют пассивную позицию и рассчитывают на кулуарные договоренности.
– То есть все договариваются со всеми?
– Некоторое исключение составляет КПРФ, умело играющая на социальном недовольстве. Полагаю, задача-минимум для этой партии – сохранить имеющееся количество мандатов.
На присутствие в заксобрании претендуют и «Новые люди», но им светит не больше одного мандата. «Новые люди» до конца не выстроили сильное региональное отделение, и участие в предвыборной кампании большинства ее кандидатов – необходимость: это и опыт, и политический статус, и ступенька в партийной карьере.
На мой взгляд, нелучшее положение – у партии «Справедливая Россия – Патриоты – За правду», которая всегда отличалось способностью привлекать региональные контрэлиты. В последний год с этим возникли явные проблемы.
Есть и сомнения в возможностях ЛДПР. Раньше списки ЛДПР на выборах в региональные парламенты возглавлял сам
В.В. Жириновский. Сможет ли нынешний председатель партии Л.Э. Слуцкий его заменить, до сих пор – большой вопрос.
– Но, по мнению Ильи Рогова, народ голосует не за людей, а за логотип партии…
– Не соглашусь с этим утверждением. ЛДПР решило не выдвигать руководителя фракции в текущем созыве Е.А. Федяева на новый срок. И это серьезно ослабило партию. Склонен считать, что партия получит лишь один мандат по спискам. А вот Федяев как самовыдвиженец уже получает мощную поддержку. И логотип партии здесь ни при чем.
– Интересно узнать ваше мнение по поводу предвыборной агитации.
– Еще в прошлом году наметилась тенденция по постепенному отказу от услуг политтехнологов. И нынешние агитационные материалы – подтверждение тому, что грамотных технологов и пиарщиков на выборах практически нет. Я не назову ни одну партию, ни одного одномандатника, чьи агитационные материалы можно было бы оценить на отлично или хотя бы на хорошо. Слоганы – ни о чем. Неудачное размещение изображений и текста искажает смысл сказанного. Некорректно используются цифры. Унифицированное размещение очень похожих между собой людей с разными слоганами не позволяет избирателям отличать их друг от друга. Все кандидаты – на одно лицо, и чего эти люди добиваются, понять невозможно. А между тем на изготовление роликов, плакатов, видеоклипов уходят огромные деньги. На мой взгляд, это контрпродуктивно.
– При всем при том большинство мест в региональном парламенте вновь будет у «Единой России»?
– Да. Допускаю, что партийный состав заксобрания в целом может измениться с приходом кандидатов от партии «Новые люди». Общественно-политическая конструкция сохраняется. Это очень важно перед выборами главы государства в 2024 году. Региональные администрации уже активно готовятся к федеральной кампании. Тогда кратно возрастет контроль со стороны различных федеральных структур за их работой. Уже поставлена цель – обеспечить максимально высокую явку, которая будет свидетельствовать о высочайшем уровне поддержки действующего главы государства.
В этом плане региональным администрациям предстоит очень много работы: в обществе накопилось много негатива. Нужна эффективная работа муниципалитетов, серьезное повышение качества социальной и экономической политики.
На уровне региональных администраций важнейшим фактором становится умение снижать общий уровень социального недовольства и минимизировать кейсы, вызывающие раздражение у общества или его части.
Политический эффект СВО демонстрирует реальные электоральные потери оппозиционных партий. В условиях эффекта «сплочения вокруг флага» партии как публичные политические институты фактически «потерялись». И это позволяет региональным администрациям проводить тихую кампанию, направленную на отказ от акцентирования внимания на выборах в заксобрание.
– А как это воспринимают избиратели?
– По данным различных социологических срезов, интерес среди жителей области к предстоящему Единому дню голосования крайне невысок. Выборы в регионе пройдут в три дня. И это играет на руку партии власти, открывая больше возможностей для увеличения явки лояльных избирателей. Уровень явки позволит оценить степень управляемости и численность тех, кто готов поддержать губернатора, возглавившего список от партии «Единая Россия».
У меня нет сомнений в том, что все тактические задачи на грядущих выборах администрация Голубева решит. Тем более что партии парламентской оппозиции в целом проявляют пассивную позицию и рассчитывают на кулуарные договоренности.
– То есть все договариваются со всеми?
– Некоторое исключение составляет КПРФ, умело играющая на социальном недовольстве. Полагаю, задача-минимум для этой партии – сохранить имеющееся количество мандатов.
На присутствие в заксобрании претендуют и «Новые люди», но им светит не больше одного мандата. «Новые люди» до конца не выстроили сильное региональное отделение, и участие в предвыборной кампании большинства ее кандидатов – необходимость: это и опыт, и политический статус, и ступенька в партийной карьере.
На мой взгляд, нелучшее положение – у партии «Справедливая Россия – Патриоты – За правду», которая всегда отличалось способностью привлекать региональные контрэлиты. В последний год с этим возникли явные проблемы.
Есть и сомнения в возможностях ЛДПР. Раньше списки ЛДПР на выборах в региональные парламенты возглавлял сам
В.В. Жириновский. Сможет ли нынешний председатель партии Л.Э. Слуцкий его заменить, до сих пор – большой вопрос.
– Но, по мнению Ильи Рогова, народ голосует не за людей, а за логотип партии…
– Не соглашусь с этим утверждением. ЛДПР решило не выдвигать руководителя фракции в текущем созыве Е.А. Федяева на новый срок. И это серьезно ослабило партию. Склонен считать, что партия получит лишь один мандат по спискам. А вот Федяев как самовыдвиженец уже получает мощную поддержку. И логотип партии здесь ни при чем.
– Интересно узнать ваше мнение по поводу предвыборной агитации.
– Еще в прошлом году наметилась тенденция по постепенному отказу от услуг политтехнологов. И нынешние агитационные материалы – подтверждение тому, что грамотных технологов и пиарщиков на выборах практически нет. Я не назову ни одну партию, ни одного одномандатника, чьи агитационные материалы можно было бы оценить на отлично или хотя бы на хорошо. Слоганы – ни о чем. Неудачное размещение изображений и текста искажает смысл сказанного. Некорректно используются цифры. Унифицированное размещение очень похожих между собой людей с разными слоганами не позволяет избирателям отличать их друг от друга. Все кандидаты – на одно лицо, и чего эти люди добиваются, понять невозможно. А между тем на изготовление роликов, плакатов, видеоклипов уходят огромные деньги. На мой взгляд, это контрпродуктивно.
– При всем при том большинство мест в региональном парламенте вновь будет у «Единой России»?
– Да. Допускаю, что партийный состав заксобрания в целом может измениться с приходом кандидатов от партии «Новые люди». Общественно-политическая конструкция сохраняется. Это очень важно перед выборами главы государства в 2024 году. Региональные администрации уже активно готовятся к федеральной кампании. Тогда кратно возрастет контроль со стороны различных федеральных структур за их работой. Уже поставлена цель – обеспечить максимально высокую явку, которая будет свидетельствовать о высочайшем уровне поддержки действующего главы государства.
В этом плане региональным администрациям предстоит очень много работы: в обществе накопилось много негатива. Нужна эффективная работа муниципалитетов, серьезное повышение качества социальной и экономической политики.
На уровне региональных администраций важнейшим фактором становится умение снижать общий уровень социального недовольства и минимизировать кейсы, вызывающие раздражение у общества или его части.

