Дата публикации:
5 апр 2024 г.
Тридцать лет назад, 19 апреля 1994 года, Ростовская городская дума, избранная 27 марта, собралась на свое первое заседание. Так в Ростове возродился важнейший представительный орган местного самоуправления, ставший необходимым звеном в системе власти новой России.
Но при всей значимости этого события Председатель городской Думы – глава города Ростова-на-Дону Зинаида Васильевна НЕЯРОХИНА считает его лишь вехой. Этапом – пусть и важнейшим – долгого исторического пути развития городского самоуправления
6989
– Здесь крайне важна историческая преемственность. Не будем забывать, что городское самоуправление в России берет начало с 21 апреля 1785 года. В этот день Екатерина II утвердила грамоту на права и выгоды городам Российской Империи…
– Иными словами, на следующий год нас ждет еще один юбилей – 240 лет отечественной системе местного самоуправления…
– Да, и Ростов, основанный, как известно, в 1749 году, начал активно развиваться именно с получения жалованной грамоты императрицы. Получив основы самоуправления в виде выборных городских учреждений, он вырос из заштатного городишки в сегодняшнюю столицу Юга России.
Таким образом, в переломные 90-е возникла необходимость воссоздания в системе городского самоуправления именно Думы. Не совета очередного созыва в том или ином виде, а органа, имеющего более глубокие исторические корни. Такая необходимость была 30 лет назад очевидна…
– Но городских дум в дореволюционной истории Ростова было немало. На какую ориентировались вы, решив воссоздать думский вариант местного самоуправления?
– Наверное, все-таки на так называемую шестигласную Думу. Она формировалась в период 1801–71 годов из представителей шести городских сословий – шести гласных – и городского головы, которому гласные (депутаты по-нынешнему) доверяли руководство городом. Именно в ту пору, а точнее, в 1811 году, у Ростова появился герб, который в 90-е годы вернулся к нам. И именно тогда в Ростове стало появляться то, что делало его городом. В частности, городской план. С его появлением в городе начинается активное строительство. Рождаются названия, которые живы в ростовской топонимике и поныне. Тот же Старый базар, к примеру…
– Но вот минуло без малого 80 лет, власть Советов ушла в историю, и появилась городская Дума новой формации. Какие задачи стояли перед ней в момент ее образования? Времена-то на дворе были еще те…
– Именно те тяжелые времена побуждали браться за работу без раскачки. Надо было оформлять городское самоуправление на новой основе. Поэтому первым делом требовалось создать соответствующую нормативно-правовую базу. Регламентировать работу как собственно Думы, так и городской администрации.
В рамках этой работы был принят Устав города, появился регламент работы Думы, была создана система норм и правил по каждому направлению деятельности местного самоуправления. Иными словами, была упорядочена вся система городской власти.
Далее важно было оперативно наладить контроль работы администрации. Именно такой контроль являлся сильной стороной думской системы XIX–XX веков. Им как раз отличалась упомянутая мной шестигласная Дума.
И столь же оперативно потребовалось налаживать бюджетный процесс. Бюджет, надо сказать, при всей сложности тогдашней ситуации, мы принимали всегда вовремя.
Так же споро велась работа и над созданием нормативно-правовой базы муниципалитета. С этим не затягивали. Все необходимое было сделано уже первыми созывами городской Думы.
– В те годы в ходу был термин «парламентаризм». И хотя к работе органов местного самоуправления он в полной мере неприменим, ключевые положения парламентской работы действительны и для работы представительных органов. Так, много общего имеет процесс создания и совершенствования нормативно-правовой базы. По сходным принципам идет налаживание взаимодействия между депутатами от различных политических партий. В этой связи – как достигался консенсус между партиями и течениями, составлявшими депутатский корпус?
– Действительно, культура работы депутатов разных уровней имеет немало общего. Да и направления работы тоже зачастую схожи. Тот же бюджетный процесс идет на всех уровнях. Контроль развития города, района или же целого региона при всей разнице в масштабах организуется по схожим принципам.
Более того: и на муниципальном уровне масштабы задач постоянно меняются. Что требует правильной и своевременной реакции от представительных органов. В частности поэтому не остается чем-то неизменным число депутатов. Оно зависит от характера и объема задач и вызовов. Если в первом созыве Дума состояла из 20 депутатов, то сегодня здесь работают уже 40 думцев. Они представляют округа, состоящие примерно из 21 тысячи человек.
В данном случае на местном уровне депутат должен руководствоваться, прежде всего, интересами избравших его людей.
– А как сегодня обеспечивается рост влияния городской Думы как института местного самоуправления?
– Это зависит от качества решения стоящих перед Думой фундаментальных задач. А они все те же. Во-первых, контроль деятельности администрации: согласно спланированной на год работе мы регулярно заслушиваем руководителей отраслевых органов на заседаниях постоянных комиссий и на пленарных заседаниях Думы. Вот сейчас внимательно следим за строительством ростовского скоростного трамвая. Инфраструктурный проект этот для Ростова, без преувеличения, жизненно важен. Во-вторых, принятие нормативно-правовых актов. Это новые и дополненные положения, правила, стратегия социально-экономического развития и, конечно, бюджет города.
Хочу сказать, что благодаря организованной таким образом думской работе нам удавалось целый ряд инициатив выдвинуть едва ли не первыми в стране. Все они базируются на нормах федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления».
– Удовлетворены ли Вы и Ваши коллеги сделанным?
– Абсолютно удовлетворенными быть нельзя. Да это местному самоуправлению и противопоказано. Но стоит отметить, что в сложные – переломные времена местной власти удалось сохранить и даже нарастить социальную инфраструктуру. Сохранить пульс жизни в миллионном городе. А значит, повод для удовлетворения сделанным есть. Самое главное, что город развивался. Он не стоял на месте. И продолжает развиваться сегодня.
– Что бы Вы могли сказать Вашим предшественникам из XIX–XX веков, если бы такая воображаемая встреча могла состояться?
– Я бы им выразила огромную благодарность. За то, что они из ничем не примечательного уездного города сумели создать настоящий форпост на Юге России. Город, из которого потом вырос один из российских столичных мегаполисов. Историю Ростовской городской думы мы постарались изложить в книге, выпущенной специально к 30-летию нашей работы.
Спасибо нашим предшественникам за их практичность, так удачно сочетавшуюся с любовью к родному городу. За то, что наряду с душой они в развитие Ростова не скупились вкладывать собственные средства. Этому и еще многому доброму еще предстоит нам поучиться у наших предшественников. И мы обязательно научимся.
– Иными словами, на следующий год нас ждет еще один юбилей – 240 лет отечественной системе местного самоуправления…
– Да, и Ростов, основанный, как известно, в 1749 году, начал активно развиваться именно с получения жалованной грамоты императрицы. Получив основы самоуправления в виде выборных городских учреждений, он вырос из заштатного городишки в сегодняшнюю столицу Юга России.
Таким образом, в переломные 90-е возникла необходимость воссоздания в системе городского самоуправления именно Думы. Не совета очередного созыва в том или ином виде, а органа, имеющего более глубокие исторические корни. Такая необходимость была 30 лет назад очевидна…
– Но городских дум в дореволюционной истории Ростова было немало. На какую ориентировались вы, решив воссоздать думский вариант местного самоуправления?
– Наверное, все-таки на так называемую шестигласную Думу. Она формировалась в период 1801–71 годов из представителей шести городских сословий – шести гласных – и городского головы, которому гласные (депутаты по-нынешнему) доверяли руководство городом. Именно в ту пору, а точнее, в 1811 году, у Ростова появился герб, который в 90-е годы вернулся к нам. И именно тогда в Ростове стало появляться то, что делало его городом. В частности, городской план. С его появлением в городе начинается активное строительство. Рождаются названия, которые живы в ростовской топонимике и поныне. Тот же Старый базар, к примеру…
– Но вот минуло без малого 80 лет, власть Советов ушла в историю, и появилась городская Дума новой формации. Какие задачи стояли перед ней в момент ее образования? Времена-то на дворе были еще те…
– Именно те тяжелые времена побуждали браться за работу без раскачки. Надо было оформлять городское самоуправление на новой основе. Поэтому первым делом требовалось создать соответствующую нормативно-правовую базу. Регламентировать работу как собственно Думы, так и городской администрации.
В рамках этой работы был принят Устав города, появился регламент работы Думы, была создана система норм и правил по каждому направлению деятельности местного самоуправления. Иными словами, была упорядочена вся система городской власти.
Далее важно было оперативно наладить контроль работы администрации. Именно такой контроль являлся сильной стороной думской системы XIX–XX веков. Им как раз отличалась упомянутая мной шестигласная Дума.
И столь же оперативно потребовалось налаживать бюджетный процесс. Бюджет, надо сказать, при всей сложности тогдашней ситуации, мы принимали всегда вовремя.
Так же споро велась работа и над созданием нормативно-правовой базы муниципалитета. С этим не затягивали. Все необходимое было сделано уже первыми созывами городской Думы.
– В те годы в ходу был термин «парламентаризм». И хотя к работе органов местного самоуправления он в полной мере неприменим, ключевые положения парламентской работы действительны и для работы представительных органов. Так, много общего имеет процесс создания и совершенствования нормативно-правовой базы. По сходным принципам идет налаживание взаимодействия между депутатами от различных политических партий. В этой связи – как достигался консенсус между партиями и течениями, составлявшими депутатский корпус?
– Действительно, культура работы депутатов разных уровней имеет немало общего. Да и направления работы тоже зачастую схожи. Тот же бюджетный процесс идет на всех уровнях. Контроль развития города, района или же целого региона при всей разнице в масштабах организуется по схожим принципам.
Более того: и на муниципальном уровне масштабы задач постоянно меняются. Что требует правильной и своевременной реакции от представительных органов. В частности поэтому не остается чем-то неизменным число депутатов. Оно зависит от характера и объема задач и вызовов. Если в первом созыве Дума состояла из 20 депутатов, то сегодня здесь работают уже 40 думцев. Они представляют округа, состоящие примерно из 21 тысячи человек.
В данном случае на местном уровне депутат должен руководствоваться, прежде всего, интересами избравших его людей.
– А как сегодня обеспечивается рост влияния городской Думы как института местного самоуправления?
– Это зависит от качества решения стоящих перед Думой фундаментальных задач. А они все те же. Во-первых, контроль деятельности администрации: согласно спланированной на год работе мы регулярно заслушиваем руководителей отраслевых органов на заседаниях постоянных комиссий и на пленарных заседаниях Думы. Вот сейчас внимательно следим за строительством ростовского скоростного трамвая. Инфраструктурный проект этот для Ростова, без преувеличения, жизненно важен. Во-вторых, принятие нормативно-правовых актов. Это новые и дополненные положения, правила, стратегия социально-экономического развития и, конечно, бюджет города.
Хочу сказать, что благодаря организованной таким образом думской работе нам удавалось целый ряд инициатив выдвинуть едва ли не первыми в стране. Все они базируются на нормах федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления».
– Удовлетворены ли Вы и Ваши коллеги сделанным?
– Абсолютно удовлетворенными быть нельзя. Да это местному самоуправлению и противопоказано. Но стоит отметить, что в сложные – переломные времена местной власти удалось сохранить и даже нарастить социальную инфраструктуру. Сохранить пульс жизни в миллионном городе. А значит, повод для удовлетворения сделанным есть. Самое главное, что город развивался. Он не стоял на месте. И продолжает развиваться сегодня.
– Что бы Вы могли сказать Вашим предшественникам из XIX–XX веков, если бы такая воображаемая встреча могла состояться?
– Я бы им выразила огромную благодарность. За то, что они из ничем не примечательного уездного города сумели создать настоящий форпост на Юге России. Город, из которого потом вырос один из российских столичных мегаполисов. Историю Ростовской городской думы мы постарались изложить в книге, выпущенной специально к 30-летию нашей работы.
Спасибо нашим предшественникам за их практичность, так удачно сочетавшуюся с любовью к родному городу. За то, что наряду с душой они в развитие Ростова не скупились вкладывать собственные средства. Этому и еще многому доброму еще предстоит нам поучиться у наших предшественников. И мы обязательно научимся.