Дата публикации:
31 авг 2024 г.
В сентябре – сто дней как Олеся Старжинская возглавила Ростовский государственный медицинский университет. О том, что уже сделано в новой должности, о развитии студентов и карьерном росте, а также о любимых увлечениях и кулинарных предпочтениях – в интервью с Олесей Старжинской.
6683
Олеся Старжинская – кандидат медицинских наук, врач-хирург. Родилась в Усть-Донецке в 1980 году. Там же в 1997 году окончила среднюю школу № 1. С 1997 по 2003 годы училась в Ростовском государственном медицинском университете. Окончила интернатуру по педиатрии и по хирургии. Имеет более 15 лет медицинского стажа и 10 лет управленческого. С 2008 по 2018 год работала менеджером крупной международной медицинской компании. С 2018 по 2019 год была главным врачом частного медицинского центра. В 2020 году стала победителем третьего сезона конкурса «Лидеры России» президентской платформы «Россия – страна возможностей» в треке «Здравоохранение». Не скрывает, что пришла на конкурс для дальнейшего карьерного развития. «Я на себе проверила, что конкурс дает возможность заявить, что я есть и у меня есть интересные идеи, – сказала Олеся, одержав победу.
В 2020-2021 годах работала помощником министра здравоохранения РФ. С 2021 по 2024 годы трудилась на посту заместителя председателя правительства Архангельской области. В июне 2024-го назначена на должность и. о. ректора Ростовского государственного медицинского университета Минздрава России.
– Как вы отреагировали на предложение возглавить РостГМУ?
– С одной стороны, для меня это было неожиданно, с другой – очень ответственно. ВУЗ находится в регионе, где я родилась. Здесь живет моя семья, работают мои коллеги, с которыми я училась в Ростовском медуниверситете. Поэтому предложение возглавить родной вуз мною было воспринято позитивно. Тут еще такой важный момент. Моя карьера больше складывалась по линии государственной службы. В силу своих полномочий я взаимодействовала с вузами, но саму себя в роли ректора до того, как мне эту должность предложили, не рассматривала. Но очень оптимистично и с большим интересом приняла это предложение.
– Как и когда детская мечта стать врачом, чтобы лечить людей трансформировалась в желание управлять людьми в системе здравоохранения?
– Честно сказать, я не помню того момента, когда я хотела стать врачом. Я просто всегда знала, что я им буду. С этим был связан выбор вуза и дальнейшая работа в здравоохранении. Но, когда я погрузилась в профессию и в разное время стала работать на разных должностях: врачом, завотделением, менеджером по обучению специалистов, в том числе врачей, мне показалось интересным что-то изменять в работе в лучшую сторону. И с годами пришло ощущение, что для того, чтобы такие изменения были масштабными, и должности должны быть повыше. Поэтому я никогда не стесняюсь говорить, что у меня всегда были карьерные цели и под эти цели был выстроен профессиональный и карьерный маршрут. В какой-то момент пришло осознание того, что я могла бы стать организатором в здравоохранении. И пошла учиться по этому направлению, включая менеджмент в здравоохранении. Набрала определенные навыки и знания.
– Что и как изменила Олеся Старжинская, скажем, на отдельно взятом участке здравоохранения?
– Я адепт так называемого пациентоориентированного, центричного подхода в оказании медицинской помощи. За то, чтобы пациент был максимально вовлечен в свое лечение или получение профилактической помощи. И, когда я работала заведующей, а потом заместителем главного врача по поликлинической работе поликлиники «РЖД-Медицина», выстраивала работу наших служб так, чтобы, попав в поликлинику, пациент не испытывал неудобств, не сталкивался с барьерами, когда приходит в лечебное учреждение.
– А какие это барьеры?
– Очереди в регистратуру, сложности при записи к врачу. Есть соответствующие сервисы, которые можно внедрить, и они очень хорошо работают. Пациенты ими с удовольствием пользуются. Мы открыли отделение с отдельным входом, регистратурой для пациентов, которые не являются прикрепленными к поликлинике, а приходят к нашим специалистам на консультацию. Люди могли спокойно прийти записаться к нужному врачу. Выстраивали расписание так, чтобы не было очередей.
– После вашего ухода из поликлиники все эти новшества сохранились? Не интересовались?
– Сохранились. Я с большим интересом наблюдаю за тем, как развивается больница, в которой я работала, а я отношусь к ней с большой любовью и уважением, так как многому там научилась, и знаю, что некоторые тенденции, которые были заложены мной, сохраняются, а с коллегами я до сих пор остаюсь на связи.
– Именно так. Это конкурс, который дает возможность организаторам увидеть креативных, активных, неравнодушных людей и дать им возможность профессионально вырасти, в том числе показать возможность социального лифта. Меня это привлекло. Я зарегистрировалась на сайте «Лидеры России». Это была возможность: первое – проверить себя, второе – познакомиться с большим количеством людей-единомышленников, третье – работать с наставниками из числа высших руководителей нашей страны и четвертое – это грант на один миллион рублей на обучение на выбор победителя. Все это достаточно интересные призы за победу. И, когда я победила, поняла, что это все абсолютная правда. И все это действительно есть. Именно конкурс «Лидеры России» дал мне возможность стать помощником министра здравоохранения РФ.
– Вы получили миллион рублей и потратили его на обучение в Высшей школе государственного управления. Вашим наставником стал министр здравоохранения Михаил Мурашко. Вы работали его помощником с 2020 года по февраль 2021 года. Затем стали заместителем председателя правительства Архангельской области и курировали минздрав и минтруд региона. Потрясающий карьерный рост.
– Это еще и бесценный опыт, который я приобрела на федеральном уровне, а затем и региональном. Когда я пришла в министерство, я там погрузилась в активную работу федеральных органов исполнительной власти. Этого опыта у меня безусловно не было. Благодаря этому я смогла увидеть, как работает система здравоохранения на всех уровнях от федерального до регионального, включая больницы и поликлиники. Обзор стал значительно шире. Плюс те знания, которые я получила, когда случилась вторая волна коронавируса. Все работали практически круглосуточно, потому что появились новые вызовы. И под них нужно было выстраивать работу системы здравоохранения. Мне очень повезло, что именно в тот момент я пришла в федеральное министерство и потом в правительство Архангельской области. Потом уже как региональный чиновник я еще больше убедилась в том, насколько эта работа приближена, что называется, к земле. Когда ты активно работаешь над вопросами, проблемами, какими-то проектами и видишь, как все это реализуется на местах. Как меняется работа поликлиники, центра социальной защиты, центра занятости и, главное, это принимается населением.
– Нужна ли вообще врачу карьера? Может быть, пусть он будет хорошим доктором. Или карьера присуща только людям с решительным характером, не желающим вписываться в общее представление о чиновниках от медицины?
– Каждый решает сам, как ему выстроить свой карьерный путь. Прежде всего надо прислушаться к самому себе. Я с большим уважением отношусь к людям, которые на протяжении всей своей жизни работают в выбранной профессии. Они тоже развиваются и становятся лучше для себя и своего пациента внутри конкретной профессии. Но я также с большим уважением отношусь к людям, которые хотят карьерного роста. Никогда я сама не стеснялась об этом говорить и коллегам говорю, что нет ничего постыдного в том, что, работая врачом, ты хочешь стать заведующим отделением.
– Здоровое желание.
– Да. Это абсолютно нормально. Другой вопрос: какие смыслы ты в это вкладываешь. Или, что тебе ближе? Если это нужно для того, чтобы ты сделал мир вокруг себя лучше, для конкретного отделения, больницы, области, тогда у тебя на сто процентов все получится. Это первое. А второе, ты на правильном пути. Поэтому здесь важен смысл. Не надо всем быть главными врачами. Но, если есть те, кто хотят и понимают, зачем они хотят стать главными, у них в нашей стране есть все возможности. И неважно, в каком ты возрасте, когда ты решил это сделать. То же самое я говорю о профессии. Не надо считать, что, если ты выбрал профессию врача или какую-то иную, ты должен всю жизнь работать в ней. Нет, конечно. Тренды поменялись, жизнь поменялась. Если ты в какой-то момент почувствуешь, что нужны изменения, то сегодня есть равные возможности для каждого, чтобы поменять профессию. Был, скажем, медсестрой – а стал врачом, экономистом или юристом. Я за то, чтобы человек развивался, не стоял на месте. Развитие – это не значит стремление идти только вверх, это еще стремление идти вперед. Поэтому я не считаю, что все должны строить какую-то великую карьеру. Это зависит от каждого человека. Мы все должны развиваться, и мне кажется, делать что-то хорошее для своей страны, для своего коллектива, своей школы, больницы. Это очень важно.
– У вас есть завистники?
– Не скажу, есть ли у меня завистники. Знаю, что есть много людей, которые наблюдают за моей карьерой. Как-то ее оценивают. И к этому отношусь нормально.
– Карьеру строят по-разному. Как вы относитесь к тем, кто взбирается по карьерной лестнице при помощи знакомств, родственных связей и занимает руководящие посты, не являясь компетентным в рамках своей должности? Они приходят во власть для того, чтобы любыми способами заработать как можно больше денег, а не страну лучше сделать.
– Да, кто-то строит карьеру с помощью наставника, близкого человека, родственников. Это его путь. Главное то, что есть и другое направление. Для меня важнее то, что, даже если нет никаких связей, то есть возможность самому построить карьеру. В нашей стране есть этот трек! Я знаю очень многих людей, которые без всяких протекций построили прекрасную карьеру, эффективно работают на своих местах. Повторюсь: главное, какие смыслы заложены. Какая твоя задача, твоя миссия, видение перспективы, к чему ты стремишься.
– Прежде всего повышение качества образования. Помимо того, что мы выпускаем для нашего и соседних регионов медицинские кадры, мне хотелось бы обратить внимание на такое понятие как готовность. Поясню. Модель образования в нашем вузе должна быть выстроена так, чтобы наш выпускник был готов работать в медицинских организациях. Где именно, он сам примет решение. Для этого мы более широко должны внедрять так называемую практикоориентированную модель подготовки медика. Я сейчас говорю не только о врачах, но и о медицинских сестрах, фельдшерах. Понятно, что медицина – та отрасль, где нужно учиться всю жизнь. Но и базовый уровень навыков, знаний и умений для того, чтобы работать с пациентами, мы должны студенту дать.
– Что вы понимаете под понятием «развитие студентов»?
– Не только развитие его профессиональных навыков. Но и надпрофессиональных. В первую очередь, это умение коммуницировать с другими людьми. То есть студент, который учится в медицинском вузе, должен разбираться и в диагностике заболевания, и он должен также взаимодействовать с пациентом. Это первое. Второе, это эмоциональный, социальный интеллект – то, что мы обязаны привить студенту, пока он у нас учится. Это разумное владение своими эмоциями, понимание эмоций других людей, с которыми предстоит работать. И третье – умение мотивировать, работать в условиях многозадачности, быть эффективным в условиях изменений.
– Прежде всего, с развития самодисциплины, настроя на самообучение, формирования навыков учиться обрабатывать письменную, устную информацию, синтезировать и анализировать ее. Настроить себя на работу с самим собой. Потому что тот объем материала, который будет дан, особенно на первых трех курсах, а это очень важные базовые, фундаментальные предметы, нужно освоить. Далее, важно очень четко распределить свое время для того, чтобы его хватало на учебу и какую-то личную жизнь. Необходимо подготовить себя к тому, что ты будешь много читать, много учиться, много запоминать. Помимо знаний, нужно получить еще какие-то умения. Соответственно, я бы посоветовала студентам поинтересоваться, какие в университете есть кружки, где можно было бы поработать, что называется, с прицелом, непосредственно на профессию. Неважно пока какой специальности. Походить в кружок на той или иной кафедре и получить дополнительные навыки. Никто не говорит, что будет просто. Просто и не должно быть. Придется выйти из зоны комфорта, но это прекрасная возможность для личностного роста. Если ты хочешь стать медиком, ты обязательно им будешь, только для этого тебе придется потрудиться. Мы максимально поможем. Но важнейшая роль отводится тебе самому.
– Сколько человек в этом году поступило в вуз?
– На специалитет и бакалавриат вуз принял 1 493 человека. Из них на бюджет 887, в том числе по целевому набору – 597. По особой квоте распределились места между ребятами с ОВЗ и детьми-сиротами. И по отдельной квоте к нам пришли учиться дети участников СВО и, непосредственно, сами участники СВО. Кроме этого, в РостГМУ зачислены и 97 человек на факультет по обучению иностранных студентов, ординаторов и аспирантов. Ну и по программам среднего профессионального образования в колледж РостГМУ поступили учиться 258 ребят. То есть, получается, что в этом году вуз распахнул двери для порядка 2 000 первокурсников.
– Все ли целевики возвращаются в те больницы, которые их направили на учебу, – а это, в основном, сельские медицинские учреждения?
– Нам бы хотелось наполнить специалистами районные больницы, чтобы они не испытывали дефицит кадров. И в этом году в плане целевого обучения произошли изменения. Согласно соответствующему документу правительства РФ, теперь работодатели сами размещают заявки на целевое обучение на портале «Работа России». И каждый поступающий видит, где заказчики разместили целевые квоты. На портале поступающие могут познакомиться с медицинскими организациями и принять решение: подавать заявку или нет. Если человек принял решение работать в одном из медучреждений, выбранном на портале, он проходит конкурс среди целевиков и мы заключаем трехсторонний договор: между областным минздравом, студентом и вузом. Что происходит дальше? Согласно договору медицинская организация поддерживает этого студента, мы, как вуз, обеспечиваем ему качество образования. Окончив вуз, студент, в зависимости от договора, должен отработать от трех до пяти лет в медицинском учреждении, которое направило его на учебу. Наша общая задача – создать такие условия, чтобы студент все-таки захотел остаться на своем рабочем месте.
– И, что для этого надо?
– Для этого нужно внедрять институт наставничества, как один из способов закрепления молодых специалистов на местах, включая сельскую местность. Когда молодой врач приходит в больницу, ему обязательно нужен кто-то, кто будет рядом с ним: подсказывать, поддерживать советом, передавать опыт. Когда опытный наставник помогает молодому коллеге на первом этапе работы, тогда у него значительно быстрее проходит процесс адаптации, он также быстрее входит в коллектив. У него появляется интерес к работе. Даже, если в работе он ошибется в чем-то, его корректно поправят, помогут. Работа наставника очень важна. Когда я работала в правительстве Архангельской области, система наставничества была внедрена в медучреждениях, и из регионального бюджета мы доплачивали специалистам, которые были наставниками у вновь прибывших молодых докторов.
– Работа с интересными людьми.
– Что вы любите?
– Хорошие книги, фильмы. Люблю спорт. Летом катаюсь на водных лыжах, зимой – на горных. Это я делаю всегда, вне зависимости от занятости, места жительства.
– А готовить любите?
– Люблю. Очень хорошо, как мне кажется, готовлю чизкейк. Он у меня отлично получается. Люблю готовить первые блюда: различные супы, уху, борщ. Готовка очень хорошо эмоционально разгружает. Когда готовлю, – отдыхаю.
– Что вас может порадовать?
– Позитивные моменты. Недавно пришла с работы очень уставшая и увидела у племянницы на руках маленького щенка. Это было неожиданно. Это вызвало у меня восторг и радость. Хотя у нас уже есть собака. Также у меня вызывают радость успехи людей, которых я люблю.
– Что вас отвлекает, переключает от работы?
– Моя семья. Она у меня большая. Очень дружная. Общение с ней, с решением проблем, обсуждением каких-то событий, которые случаются друг у друга – тоже отвлекает. Сейчас у меня маленький ребенок, соответственно, большую часть времени я посвящаю ему.
– Что для вас ценно?
– Семья, добро, самореализация. Движение – это жизнь, но саморазвитие – это молодость. Если ты чему-то учишься, если каждый свой шаг рассматриваешь с позиции того: кем ты станешь завтра, не лучше других, а лучше самого себя вчерашнего, вот тогда ты всегда останешься молодым, здоровым, энергичным и сделаешь много полезных вещей для себя и своей страны.
– Кем вы видите себя лет через пять?
– Я собиралась развиваться дальше на государственной службе. Мне эта работа нравилась, она у меня хорошо получалась. А вот сейчас, поработав, как вы говорите, сто дней ректором вуза, нахожу эту работу очень интересной. Она неожиданно для меня вмещает все те направления, которые люблю, которыми занималась раннее: образование, науку, медицинскую деятельность, управление людьми, проектный менеджмент. Через пять лет я вижу себя ректором Ростовского государственного медицинского университета.
В 2020-2021 годах работала помощником министра здравоохранения РФ. С 2021 по 2024 годы трудилась на посту заместителя председателя правительства Архангельской области. В июне 2024-го назначена на должность и. о. ректора Ростовского государственного медицинского университета Минздрава России.
– Как вы отреагировали на предложение возглавить РостГМУ?
– С одной стороны, для меня это было неожиданно, с другой – очень ответственно. ВУЗ находится в регионе, где я родилась. Здесь живет моя семья, работают мои коллеги, с которыми я училась в Ростовском медуниверситете. Поэтому предложение возглавить родной вуз мною было воспринято позитивно. Тут еще такой важный момент. Моя карьера больше складывалась по линии государственной службы. В силу своих полномочий я взаимодействовала с вузами, но саму себя в роли ректора до того, как мне эту должность предложили, не рассматривала. Но очень оптимистично и с большим интересом приняла это предложение.
– Как и когда детская мечта стать врачом, чтобы лечить людей трансформировалась в желание управлять людьми в системе здравоохранения?
– Честно сказать, я не помню того момента, когда я хотела стать врачом. Я просто всегда знала, что я им буду. С этим был связан выбор вуза и дальнейшая работа в здравоохранении. Но, когда я погрузилась в профессию и в разное время стала работать на разных должностях: врачом, завотделением, менеджером по обучению специалистов, в том числе врачей, мне показалось интересным что-то изменять в работе в лучшую сторону. И с годами пришло ощущение, что для того, чтобы такие изменения были масштабными, и должности должны быть повыше. Поэтому я никогда не стесняюсь говорить, что у меня всегда были карьерные цели и под эти цели был выстроен профессиональный и карьерный маршрут. В какой-то момент пришло осознание того, что я могла бы стать организатором в здравоохранении. И пошла учиться по этому направлению, включая менеджмент в здравоохранении. Набрала определенные навыки и знания.
– Что и как изменила Олеся Старжинская, скажем, на отдельно взятом участке здравоохранения?
– Я адепт так называемого пациентоориентированного, центричного подхода в оказании медицинской помощи. За то, чтобы пациент был максимально вовлечен в свое лечение или получение профилактической помощи. И, когда я работала заведующей, а потом заместителем главного врача по поликлинической работе поликлиники «РЖД-Медицина», выстраивала работу наших служб так, чтобы, попав в поликлинику, пациент не испытывал неудобств, не сталкивался с барьерами, когда приходит в лечебное учреждение.
– А какие это барьеры?
– Очереди в регистратуру, сложности при записи к врачу. Есть соответствующие сервисы, которые можно внедрить, и они очень хорошо работают. Пациенты ими с удовольствием пользуются. Мы открыли отделение с отдельным входом, регистратурой для пациентов, которые не являются прикрепленными к поликлинике, а приходят к нашим специалистам на консультацию. Люди могли спокойно прийти записаться к нужному врачу. Выстраивали расписание так, чтобы не было очередей.
– После вашего ухода из поликлиники все эти новшества сохранились? Не интересовались?
– Сохранились. Я с большим интересом наблюдаю за тем, как развивается больница, в которой я работала, а я отношусь к ней с большой любовью и уважением, так как многому там научилась, и знаю, что некоторые тенденции, которые были заложены мной, сохраняются, а с коллегами я до сих пор остаюсь на связи.
О карьере
– Когда в 2020 году в конкурсе «Лидеры России» появилось направление «Здравоохранение», вы сказали себе: «Это то, что мне нужно!». Тем самым продолжив двигаться по карьере. Так было?– Именно так. Это конкурс, который дает возможность организаторам увидеть креативных, активных, неравнодушных людей и дать им возможность профессионально вырасти, в том числе показать возможность социального лифта. Меня это привлекло. Я зарегистрировалась на сайте «Лидеры России». Это была возможность: первое – проверить себя, второе – познакомиться с большим количеством людей-единомышленников, третье – работать с наставниками из числа высших руководителей нашей страны и четвертое – это грант на один миллион рублей на обучение на выбор победителя. Все это достаточно интересные призы за победу. И, когда я победила, поняла, что это все абсолютная правда. И все это действительно есть. Именно конкурс «Лидеры России» дал мне возможность стать помощником министра здравоохранения РФ.
– Вы получили миллион рублей и потратили его на обучение в Высшей школе государственного управления. Вашим наставником стал министр здравоохранения Михаил Мурашко. Вы работали его помощником с 2020 года по февраль 2021 года. Затем стали заместителем председателя правительства Архангельской области и курировали минздрав и минтруд региона. Потрясающий карьерный рост.
– Это еще и бесценный опыт, который я приобрела на федеральном уровне, а затем и региональном. Когда я пришла в министерство, я там погрузилась в активную работу федеральных органов исполнительной власти. Этого опыта у меня безусловно не было. Благодаря этому я смогла увидеть, как работает система здравоохранения на всех уровнях от федерального до регионального, включая больницы и поликлиники. Обзор стал значительно шире. Плюс те знания, которые я получила, когда случилась вторая волна коронавируса. Все работали практически круглосуточно, потому что появились новые вызовы. И под них нужно было выстраивать работу системы здравоохранения. Мне очень повезло, что именно в тот момент я пришла в федеральное министерство и потом в правительство Архангельской области. Потом уже как региональный чиновник я еще больше убедилась в том, насколько эта работа приближена, что называется, к земле. Когда ты активно работаешь над вопросами, проблемами, какими-то проектами и видишь, как все это реализуется на местах. Как меняется работа поликлиники, центра социальной защиты, центра занятости и, главное, это принимается населением.
– Нужна ли вообще врачу карьера? Может быть, пусть он будет хорошим доктором. Или карьера присуща только людям с решительным характером, не желающим вписываться в общее представление о чиновниках от медицины?
– Каждый решает сам, как ему выстроить свой карьерный путь. Прежде всего надо прислушаться к самому себе. Я с большим уважением отношусь к людям, которые на протяжении всей своей жизни работают в выбранной профессии. Они тоже развиваются и становятся лучше для себя и своего пациента внутри конкретной профессии. Но я также с большим уважением отношусь к людям, которые хотят карьерного роста. Никогда я сама не стеснялась об этом говорить и коллегам говорю, что нет ничего постыдного в том, что, работая врачом, ты хочешь стать заведующим отделением.
– Здоровое желание.
– Да. Это абсолютно нормально. Другой вопрос: какие смыслы ты в это вкладываешь. Или, что тебе ближе? Если это нужно для того, чтобы ты сделал мир вокруг себя лучше, для конкретного отделения, больницы, области, тогда у тебя на сто процентов все получится. Это первое. А второе, ты на правильном пути. Поэтому здесь важен смысл. Не надо всем быть главными врачами. Но, если есть те, кто хотят и понимают, зачем они хотят стать главными, у них в нашей стране есть все возможности. И неважно, в каком ты возрасте, когда ты решил это сделать. То же самое я говорю о профессии. Не надо считать, что, если ты выбрал профессию врача или какую-то иную, ты должен всю жизнь работать в ней. Нет, конечно. Тренды поменялись, жизнь поменялась. Если ты в какой-то момент почувствуешь, что нужны изменения, то сегодня есть равные возможности для каждого, чтобы поменять профессию. Был, скажем, медсестрой – а стал врачом, экономистом или юристом. Я за то, чтобы человек развивался, не стоял на месте. Развитие – это не значит стремление идти только вверх, это еще стремление идти вперед. Поэтому я не считаю, что все должны строить какую-то великую карьеру. Это зависит от каждого человека. Мы все должны развиваться, и мне кажется, делать что-то хорошее для своей страны, для своего коллектива, своей школы, больницы. Это очень важно.
– У вас есть завистники?
– Не скажу, есть ли у меня завистники. Знаю, что есть много людей, которые наблюдают за моей карьерой. Как-то ее оценивают. И к этому отношусь нормально.
– Карьеру строят по-разному. Как вы относитесь к тем, кто взбирается по карьерной лестнице при помощи знакомств, родственных связей и занимает руководящие посты, не являясь компетентным в рамках своей должности? Они приходят во власть для того, чтобы любыми способами заработать как можно больше денег, а не страну лучше сделать.
– Да, кто-то строит карьеру с помощью наставника, близкого человека, родственников. Это его путь. Главное то, что есть и другое направление. Для меня важнее то, что, даже если нет никаких связей, то есть возможность самому построить карьеру. В нашей стране есть этот трек! Я знаю очень многих людей, которые без всяких протекций построили прекрасную карьеру, эффективно работают на своих местах. Повторюсь: главное, какие смыслы заложены. Какая твоя задача, твоя миссия, видение перспективы, к чему ты стремишься.
О развитии студентов
– Вы возглавили РостГМУ. Какие направления в работе вы бы отнесли к первостепенным?– Прежде всего повышение качества образования. Помимо того, что мы выпускаем для нашего и соседних регионов медицинские кадры, мне хотелось бы обратить внимание на такое понятие как готовность. Поясню. Модель образования в нашем вузе должна быть выстроена так, чтобы наш выпускник был готов работать в медицинских организациях. Где именно, он сам примет решение. Для этого мы более широко должны внедрять так называемую практикоориентированную модель подготовки медика. Я сейчас говорю не только о врачах, но и о медицинских сестрах, фельдшерах. Понятно, что медицина – та отрасль, где нужно учиться всю жизнь. Но и базовый уровень навыков, знаний и умений для того, чтобы работать с пациентами, мы должны студенту дать.
– Что вы понимаете под понятием «развитие студентов»?
– Не только развитие его профессиональных навыков. Но и надпрофессиональных. В первую очередь, это умение коммуницировать с другими людьми. То есть студент, который учится в медицинском вузе, должен разбираться и в диагностике заболевания, и он должен также взаимодействовать с пациентом. Это первое. Второе, это эмоциональный, социальный интеллект – то, что мы обязаны привить студенту, пока он у нас учится. Это разумное владение своими эмоциями, понимание эмоций других людей, с которыми предстоит работать. И третье – умение мотивировать, работать в условиях многозадачности, быть эффективным в условиях изменений.
О подготовке специалистов
– С чего посоветуете поступившим в вуз начать обучение?– Прежде всего, с развития самодисциплины, настроя на самообучение, формирования навыков учиться обрабатывать письменную, устную информацию, синтезировать и анализировать ее. Настроить себя на работу с самим собой. Потому что тот объем материала, который будет дан, особенно на первых трех курсах, а это очень важные базовые, фундаментальные предметы, нужно освоить. Далее, важно очень четко распределить свое время для того, чтобы его хватало на учебу и какую-то личную жизнь. Необходимо подготовить себя к тому, что ты будешь много читать, много учиться, много запоминать. Помимо знаний, нужно получить еще какие-то умения. Соответственно, я бы посоветовала студентам поинтересоваться, какие в университете есть кружки, где можно было бы поработать, что называется, с прицелом, непосредственно на профессию. Неважно пока какой специальности. Походить в кружок на той или иной кафедре и получить дополнительные навыки. Никто не говорит, что будет просто. Просто и не должно быть. Придется выйти из зоны комфорта, но это прекрасная возможность для личностного роста. Если ты хочешь стать медиком, ты обязательно им будешь, только для этого тебе придется потрудиться. Мы максимально поможем. Но важнейшая роль отводится тебе самому.
– Сколько человек в этом году поступило в вуз?
– На специалитет и бакалавриат вуз принял 1 493 человека. Из них на бюджет 887, в том числе по целевому набору – 597. По особой квоте распределились места между ребятами с ОВЗ и детьми-сиротами. И по отдельной квоте к нам пришли учиться дети участников СВО и, непосредственно, сами участники СВО. Кроме этого, в РостГМУ зачислены и 97 человек на факультет по обучению иностранных студентов, ординаторов и аспирантов. Ну и по программам среднего профессионального образования в колледж РостГМУ поступили учиться 258 ребят. То есть, получается, что в этом году вуз распахнул двери для порядка 2 000 первокурсников.
– Все ли целевики возвращаются в те больницы, которые их направили на учебу, – а это, в основном, сельские медицинские учреждения?
– Нам бы хотелось наполнить специалистами районные больницы, чтобы они не испытывали дефицит кадров. И в этом году в плане целевого обучения произошли изменения. Согласно соответствующему документу правительства РФ, теперь работодатели сами размещают заявки на целевое обучение на портале «Работа России». И каждый поступающий видит, где заказчики разместили целевые квоты. На портале поступающие могут познакомиться с медицинскими организациями и принять решение: подавать заявку или нет. Если человек принял решение работать в одном из медучреждений, выбранном на портале, он проходит конкурс среди целевиков и мы заключаем трехсторонний договор: между областным минздравом, студентом и вузом. Что происходит дальше? Согласно договору медицинская организация поддерживает этого студента, мы, как вуз, обеспечиваем ему качество образования. Окончив вуз, студент, в зависимости от договора, должен отработать от трех до пяти лет в медицинском учреждении, которое направило его на учебу. Наша общая задача – создать такие условия, чтобы студент все-таки захотел остаться на своем рабочем месте.
– И, что для этого надо?
– Для этого нужно внедрять институт наставничества, как один из способов закрепления молодых специалистов на местах, включая сельскую местность. Когда молодой врач приходит в больницу, ему обязательно нужен кто-то, кто будет рядом с ним: подсказывать, поддерживать советом, передавать опыт. Когда опытный наставник помогает молодому коллеге на первом этапе работы, тогда у него значительно быстрее проходит процесс адаптации, он также быстрее входит в коллектив. У него появляется интерес к работе. Даже, если в работе он ошибется в чем-то, его корректно поправят, помогут. Работа наставника очень важна. Когда я работала в правительстве Архангельской области, система наставничества была внедрена в медучреждениях, и из регионального бюджета мы доплачивали специалистам, которые были наставниками у вновь прибывших молодых докторов.
О нечаянных радостях, личностных ценностях и перспективе
– Что вам доставляет удовольствие?– Работа с интересными людьми.
– Что вы любите?
– Хорошие книги, фильмы. Люблю спорт. Летом катаюсь на водных лыжах, зимой – на горных. Это я делаю всегда, вне зависимости от занятости, места жительства.
– А готовить любите?
– Люблю. Очень хорошо, как мне кажется, готовлю чизкейк. Он у меня отлично получается. Люблю готовить первые блюда: различные супы, уху, борщ. Готовка очень хорошо эмоционально разгружает. Когда готовлю, – отдыхаю.
– Что вас может порадовать?
– Позитивные моменты. Недавно пришла с работы очень уставшая и увидела у племянницы на руках маленького щенка. Это было неожиданно. Это вызвало у меня восторг и радость. Хотя у нас уже есть собака. Также у меня вызывают радость успехи людей, которых я люблю.
– Что вас отвлекает, переключает от работы?
– Моя семья. Она у меня большая. Очень дружная. Общение с ней, с решением проблем, обсуждением каких-то событий, которые случаются друг у друга – тоже отвлекает. Сейчас у меня маленький ребенок, соответственно, большую часть времени я посвящаю ему.
– Что для вас ценно?
– Семья, добро, самореализация. Движение – это жизнь, но саморазвитие – это молодость. Если ты чему-то учишься, если каждый свой шаг рассматриваешь с позиции того: кем ты станешь завтра, не лучше других, а лучше самого себя вчерашнего, вот тогда ты всегда останешься молодым, здоровым, энергичным и сделаешь много полезных вещей для себя и своей страны.
– Кем вы видите себя лет через пять?
– Я собиралась развиваться дальше на государственной службе. Мне эта работа нравилась, она у меня хорошо получалась. А вот сейчас, поработав, как вы говорите, сто дней ректором вуза, нахожу эту работу очень интересной. Она неожиданно для меня вмещает все те направления, которые люблю, которыми занималась раннее: образование, науку, медицинскую деятельность, управление людьми, проектный менеджмент. Через пять лет я вижу себя ректором Ростовского государственного медицинского университета.