Первым крупным мероприятием, которое провел назначенный на днях заместителем губернатора Михаил Тихонов, оказалось сегодняшнее совещание по вопросам транспортного обслуживания жителей Ростова.
Проходило оно в региональном министерстве транспорта. Сюда, кроме специалистов министерства, пригласили также представителей муниципалитета и городских компаний-перевозчиков. О серьезности повестки свидетельствовало уже одно то, что донской губернатор Василий Голубев ряд кадровых перестановок в правительстве области связал именно с ростовскими транспортными реформами.
Первым делом замгубернатора потребовал отчета от директора ростовского департамента транспорта Сергея Саенко. Тот к этому времени успел вернуться из своего неожиданного отпуска и информируя начальство и всех присутствующих о положении дел, перечислил несколько общеизвестных данных. В частности, напомнил, что в настоящий момент маршрутная сеть Ростова состоит из 104 автобусных маршрутов, пяти трамвайных и восьми троллейбусных.
Транспортная реформа преследовала цель оптимизации маршрутной сети, т. е. приспособления ее к нуждам горожан. В результате были отменены 20 маршрутов в пользу запуска новых 12. По 14 маршрутам внесены частичные изменения в схемы движения, изменена нумерация. А 36 остались без изменения.
Заняты транспортным обслуживанием ростовских линий 14 компаний-перевозчиков. Однако мало кто из них выпускает на линию 100 % запланированного подвижного состава. Чаще на маршрутах работают 44-95 % от потребного количества машин. Дефицит подвижного состава перевозчики объясняют дооборудованием нового автопарка системой навигации, необходимостью установки валидаторов и обкаткой новых маршрутов.
Но прежде всего перевозчики дружно сетуют на дефицит кадров. Транспортные предприятия оказались не готовы «пересесть» с маршруток на автобусы большой вместимости, у многих водителей нет категории Д. Замгубернатора потребовал ликвидировать этот пробел:
— Переучивайте водителей за счет предприятия. Вы вполне можете подготовить универсального водителя сами. Простимулируйте этот процесс. Каждый из здесь присутствующих планирует и дальше работать на рынке пассажирских перевозок и обновлять подвижной состав, поэтому решение кадровой проблемы никого не минует…
Здесь стоит заметить, что как раз то предприятие, где большинство прозвучавших на совещании проблем были сняты еще до «транспортной революции», оказалось выдавленным с ростовского рынка пассажирских перевозок. И вот это в нынешних ростовских реформах самое удивительное. Речь, как вы, наверное, догадались, о компании «АТП-3 Транссервис». Она уступила в ходе тендерных торгов ижевскому предприятию «Ипопат-Юг». По злой иронии, именно последнему присуща масса из прозвучавших на совещании у замгубернатора проблем.
А транспортная ситуация в Ростове — в частности, на линиях, ранее обслуживавшихся АТП-3, теперь станет предметом судебного рассмотрения. Первое заседание арбитражного суда по иску АТП-3 к антимонопольщикам назначено уже на завтра.
В итоге в ходе совещания были сформулированы несколько требований к перевозчикам. В частности, от них потребовали разместить на борту подвижного состава контактные данные своей организации и городского колл-центра. Предстоит им в кратчайший срок наметить и комплекс мер по корректировке маршрутов и графиков движения автобусов. Муниципалитету предписано не избегать активного диалога с общественностью и СМИ.
В правительстве, судя по всем убеждены, что если все рекомендации будут выполнены уже в ближайшие дни, то новогодние праздники в Ростове пройдут без транспортных огорчений. А там можно будет взяться за решение и фундаментальных задач типа формирования тарифа, регулировки стоимости топлива, электронного учета федеральных льготников с определением размера компенсаций за их перевозку. Все это – уже задачи наступающего года.