С начала сентября занятия в крупных ростовских вузах проходят в смешанном формате. Лекции — онлайн, а практические занятия — офлайн, в стенах университета. Это позволило не переводить обучение на полную удаленку и в то же время сократить риск распространения коронавируса. Однако студенты и преподаватели все чаще спорят о целесообразности такого решения.

Несколько месяцев дистанционного обучения в прошлом учебном году дались с трудом. Преподавателям не хватало опыта организации онлайн-занятий, а студентам — навыка самодисциплины. Итогом стали пробелы в знаниях, жалобы на ухудшение здоровья и большое желание выйти в привычный формат учебы и работы.

Однако эпидемобстановка все лето в донском регионе ухудшалась. Это заставило Роспотребнадзор внести коррективы в правила посещения общественных мест, в том числе — университетов.

С сентября все крупные вузы объявили о сочетании онлайн и офлайн обучения. Преподаватели старше 60 лет теперь могут проводить занятия только дистанционно. На вахте при входе в университет обязательно измеряют температуру и просят надеть маску, которую нельзя снимать ни на занятиях, ни на перерывах. В аудиториях рассадка возможна только по одному.

Из пяти-шести учебных дней студенты должны приходить в вуз только два-три раза. Если обнаруживается заболевший коронавирусом, всю группу и ее преподавателей отправляют на двухнедельную самоизоляцию с онлайн обучением.

Стало понятно, что привычного во всем этом мало. Настроения студентов и преподавателей начали меняться…

Появился страх заразиться коронавирусом и стать причиной заболевания родных. Далеко не каждый соблюдает установленные правила, а до университета надо еще как-то добраться. При этом, хоть и через несколько рукопожатий, но студенты и преподаватели разных групп контактируют друг с другом. И, да, не всегда в масках. «Я живу с бабушкой в одном доме. Она на улице не бывает. Может заболеть только от меня или родителей. Мы меньше всего этого хотим. Поэтому стараемся без необходимости не выходить», — говорит студент РАНХиГСа Кирилл ТРУБИЛИН.

Финансовый вопрос здесь тоже не на последнем месте. Достаточно много в ростовских вузах иногородних и иностранных студентов. Они сейчас находятся в общежитиях и съемных квартирах для того, чтобы несколько раз в неделю посетить университет и заработать баллы для зачета или экзамена. Это оказывается затратно, тем более на фоне потери работы или сокращения. «Я трачу на жилье и еду в месяц около 25 тысяч, которые мне отправляют родители. Сейчас, мне кажется, эти деньги уходят в никуда», — замечает Евгения ГУСАКОВА, студентка РАНХиГСа.

К онлайн-занятиям молодежь уже приноровилась, находит для себя и личные преимущества. «Мне удобнее слушать лекции онлайн. В плохую погоду из дома выходить не очень хочется, а сейчас как раз начнется сезон дождей», — признается студентка ДГТУ Валерия СУХОПАРОВА. Ее поддерживает и первокурсники ЮФУ: «Намного приятнее слушать лекции под пледом и с кружкой чая. К тому же есть скучные предметы. Их можно включать фоном, пока выполняешь другие дела».

У преподавателей таких плюсов дистанционки точно нет. Им необходимо полностью перестраивать учебную программу, создавать наглядные пособия с помощью мультимедийных технологий, заполнять массу отчетов и говорить всю пару… «Мы привыкли иметь живой контакт с аудиторией, ее мгновенную реакцию на вопрос. Сейчас чаще ведешь лекцию и не понимаешь, кто чем занят. К тому же, не у каждого есть свой кабинет, где можно без внешних раздражителей говорить», — признается старший преподаватель кафедры истории журналистики ЮФУ Татьяна КАПИТАН.

Сейчас, второй раз, переходить в онлайн намного проще. Елена ОСТРИВНАЯ, старший преподаватель факультета кафедры «Журналистика» РГЭУ (РИНХ), отмечает важность такого опыта: «Любой инструмент, тот же интернет, в руках художника превращается в предмет для создания предметов искусства, а в руках преподавателя – в новый формат обучения. Я и до локдауна пробовала различные онлайн-ресурсы в обучении студентов, поэтому переключилась сразу, как в этом появилась необходимость. Теперь и все мои коллеги готовы к повторному уходу в онлайн».

Интересный случай произошел в Институте филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ. Там студенты-филологи создали открытое обращение к директору своего структурного подразделения с просьбой перевести их группы на дистанционное обучение. Получилось масштабнее запланированного —274 студента разных направлений и курсов подключились к обращению. На следующий день деканат объявил об уходе института на дистанционное обучение. Пока — на две недели.

«Неважно, насколько удобны или не удобны эти меры, потому что лично мне важно только то, что конкретно я могу сделать на благо университета и своей семьи! Конечно, мне больше нравится видеться с друзьями и получать знания очно, но сейчас важно не то, что нравится мне, а то, что необходимо всем нам», — уверена студентка ЮФУ Екатерина МУЛИХОВА.

Опыт студентов ЮФУ переняли и студенты РГЭУ (РИНХ). На днях они создали на онлайн-платформе change.org петицию, в которой просят временно перевести весь университет на дистанционное обучение. Из необходимых 500 человек ее подписали 465. С каждым часов и это число увеличивается. Пока ректор никак не прокомментировала эту ситуацию.