А заодно и все местные авиалинии. Задача сколь актуальная, столь и трудновыполнимая в силу дороговизны.



Сегодня воздушная гавань города атомщиков пребывает в забвении и запустении.

По предварительным оценкам специалистов областного минтранса, возвращение воздушной гавани в Волгодонске в строй действующих обойдется в полтора с лишним миллиарда рублей. При этом участия федерального бюджета в этом предприятии пока не предвидится. А дефицитному областному бюджету такие траты в одиночку не потянуть.

Сегодня в Волгодонске требуется практически заново оборудовать аэродромное хозяйство, радикально реконструировав взлетно-посадочную полосу. Параметры последней, сооруженной полвека назад, современным требованиям уже не отвечают. Достаточно сказать, что ни Як-40, ни Ту-134, для приема которых был предназначен аэропорт в Волгодонске, уже давно не летают.

Для того, чтобы выполнить весь комплекс работ по реконструкции аэропорта, нужна помощь сторонних инвесторов. Иными словами, требуется частно-государственное партнерство. Именно оно помогло с нуля построить аэропорт «Платов»

При этом необходимость в возрождении местных авиалиний с каждым годом становится все более острой. Но всякий раз упирается в результаты расчетов, которые свидетельствуют о невыгодности, а значит, и невозможности в нынешних финансовых условиях реанимации местных воздушных гаваней. За тот период, что «Наше время» интересуется этой темой, в областном минтрансе сменилось не одно поколение ответственных чиновников. И все они, не исключая министров, на соответствующий вопрос нашего издания неизменно давали один и тот же отрицательный ответ.

И тем не менее в правительстве региона не могли не видеть актуальности проблемы. Еще пять лет назад приняли областную «Стратегию развития транспортного комплекса до 2030 года». Там есть пункты, предусматривающие реконструкцию ВПП и аэродромного хозяйства помимо Волгодонска, также в Сальске, Вешенской, Белой Калитве и в Ремонтном. Увы, все эти пять лет эти пункты областной программы остаются всего лишь благими пожеланиями. Практических шагов по их реализации, судя по всему, сделано не было.

Разве что пару лет назад «Росавиация» внесла Волгодонск в список городов, где наличие аэропорта и желательно, и целесообразно. Достаточно приблизительные расчеты потенциального пассажиропотока Волгодонского аэропорта в случае его реанимации показывают, что его величина в ближайшие 4-5 лет способен достичь 60 тыс. человек, а в 2035 году — и всех 390 тыс. (данные портала donnews). Однако пока инвестора, которого могли бы прельстить даже такие радужные расчеты, не находится…

Что, как ни крути, а печально. И печали этой не ослабляет даже понимание того, что проблема местной гражданской авиации остро стоит и в других российских регионах. Но, как и на Дону, там она тоже упирается в недостаточный экономический потенциал территорий.

Сегодня возрождение местных авиалинии требует массированных дотаций, которые затем придется окупать. Но окупить их можно лишь одним путем: через установление соответствующих тарифов на перевозки. Понятно, что чем больше объем дотаций, тем более высокими становятся тарифы. В данном случае расчеты показывают, что их величина для местных авиаперевозок может оказаться неприемлемо высокой. Пассажиры попросту не станут пользоваться услугами авиатранспорта. А чтобы этого не произошло, тарифы вновь придется дотировать. И как выйти из такого заколдованного круга, пока неясно ни экономистам, ни самим авиаторам.