В Кагальницком районе с 1 апреля оптимизировали внутрирайонное транспортное сообщение: сократили количество маршрутов. В результате этого проблемы с поездками в райцентр и обратно возникли у тысяч человек, живущих в Иваново-Шамшевском, Калининском, Родниковском, Хомутовском и Новобатайском сельских поселениях.
Под оптимизацию попали дневные маршруты автобусов. Селянам оставили утренние рейсы в 4.30 и 7.00, следующий — лишь вечером, в 17.00. Такой график подходит разве что для работающих на предприятиях Кагальницкого района и Ростова-на-Дону. И даже здесь не без исключений.
— Моя мама работает в больнице Ростова-на-Дону. Когда она после ночной смены добирается домой, то вынуждена платить не 48 рублей, а уже 500 рублей за такси, — рассказывает жительница села Иваново-Шамшево Оксана Бурминская. — Если удается найти попутчиков, то в складчину дешевле, конечно. Но отдавать такие деньги для того, чтобы не ждать вечернего автобуса, — неподъемно!
В наиболее ущемленном положении оказались пенсионеры и семьи с детьми, которых особенно привлекала возможность купить за маткапитал домик в экологически чистом месте. Удаленность от райцентра до недавнего времени не пугала — действующий до апреля график всех устраивал. Сейчас же их привычный уклад изменился кардинально.
— В нашем селе нет аптеки и один лишь фельдшер, и то — на пенсии, — акцентирует житель села Васильево-Шамшево Владимир Евсеев. — Поэтому за лекарствами или к врачу все едут в райцентр — и это было приемлемо. Отправлялись в Кагальницкую на утренней маршрутке, в 10-13 часов уже все свободны — возвращались домой, маршрутки были полные. Теперь приходится ждать до вечера — почему так? Проезд стоит 40-60 рублей, мы согласны даже платить больше! Ведь иначе — только на такси.
Вынужденные домоседы
— В выходные дни вообще отменили практически все рейсы. Есть только один-единственный автобус на 17 часов в воскресенье из райцентра, — рассказывает жительница хутора Черниговского Марина Хантя. — Получается, за то, чтобы просто выбраться в станицу отдохнуть, за 15 километров мы платим вместо 48 рублей на общественном транспорте 400-500 рублей на такси. И в таком же положении жители восьми сел и хуторов, где оставили лишь пару рейсов по будням. Теперь за 3 километра до Малиновки из райцентра не 17 рублей на маршрутке, а 100 рублей на такси. До Татарского за 22 километра можно доехать как минимум за 500 рублей — или ждать обратный рейс 12 часов. А новобатайцев, похоже, решили в населении района не учитывать…
С селом Новобатайск ситуация оказалась и вовсе абсурдная. Оптимизация лишила более 5 тысяч жителей села прямого маршрута до райцентра — не оставили ни одного рейса. Теперь для того, чтобы попасть в районную больницу, банк или за услугами МФЦ, людям приходится сначала ехать в Ростов-на-Дону, а уже оттуда в Кагальницкую: вместо 86 рублей они вынуждены тратить 350, вместо получаса — более трех часов на дорогу. Такси до райцентра — от 800 рублей.
По какому принципу оптимизировали?
Накануне, едва услышав о планируемой отмене маршруток, жители района обратились за разъяснениями в группу «Правительство Ростовской области» (это верифицированный, то есть официальный канал связи региональных чиновников) во "ВКонтакте". Ответ пришел оперативно, но от сотрудника администрации Кагальницкого района: «В рамках заключенного контракта с ТК «Кагальницкая» до июля 2024 года осуществление пассажирских перевозок производится в обычном режиме». Селяне выдохнули — и на следующий день массово опоздали на работу и по записям на прием из-за отсутствия транспорта.
Спустя пару дней уже от имени донского правительства все-таки разъяснили: «В результате проведённого анализа и сокращения пассажиропотока на внутрирайонных маршрутах Кагальницкого района транспортной компанией ООО ТК «Кагальницкая» рассматривался вопрос о закрытии данных маршрутов. При встрече с главой администрации Кагальницкого района было достигнуто решение об оптимизации маршрутов». И подчеркнули, что «транспортная доступность населённых пунктов Кагальницкого района сохранена», чем вызвали настоящий ажиотаж среди жителей Новобатайска.
Недоумение вызвал этот ответ и у жителей остальных «оптимизированных» сёл: «Возможно, измеряли этот пассажиропоток в феврале, когда из-за морозов лишний раз во двор не выйти? Сократили же именно самые популярные рейсы!».
Как оказалось, причина была не в «сколько», а «кто».
— В связи с монетизацией льгот на проезд льготникам транспортная компания перестала получать компенсацию за их перевозку, — пояснила корреспонденту «Нашего времени» причины столь странной оптимизации транспортного сообщения замглавы администрации Кагальницкого района по социальным вопросам Галина Бредихина. — Это проблема коснулась не только нас: данный вопрос сейчас обсуждается на уровне Законодательного собрания Ростовской области — в такую ситуацию попали многие сельские районы. С транспортным предприятием нам удалось прийти к соглашению — надеюсь, временному! — о сокращении рейсов, чтобы избежать убытков при действующем тарифе на проезд. Что будет дальше — во многом зависит от решений на региональном уровне, на местном уровне пытаемся найти устраивающий всех вариант — глава администрации держит эту ситуацию на контроле.
Пока же жители кагальницких сёл собирают подписи под коллективным обращением в прокуратуру и губернатору Ростовской области для возвращения возможности добираться до райцентра в приемлемом режиме.
P.S.
Беседуя с «оптимизированными» жителями района, обратили внимание на момент, который не могли ранее учесть в своих расчетах чиновники. За последний месяц в хлебосольном Кагальницком районе нашли временный приют уже немалое количество вынужденных переселенцев из Донбасса. Сюда приехали не только пожилые люди и инвалиды, но и работающие родители, готовые приложить все усилия для обустройства своего нового дома в тихом и красивом месте. При этом многие из них уже нашли хотя бы временные подработки на предприятиях района и в Ростове. Теперь их планы начисто срезала «транспортная оптимизация».
— Доходит до кощунственного: матери не могут добраться до храмов, чтобы помолиться за своих детей, оставшихся на Донбассе! — возмущены хуторяне. — Да и нам как теперь на Пасху?...
Фото Марины Хантя