
Дата публикации:
1 сен 2023 г.
Новый и увесистый (около 500 страниц) учебник состоит из 4 книг: «История России» (с 1914 по 1945 год), «Всеобщая история» для 10-х классов, «История России» (с 1945 г. по настоящее время), «Всеобщая история» для 11-х классов. Стоимость комплекта книг по истории – более 800 рублей. Это меньше, чем стоили предыдущие учебники истории. Что немаловажно. Все книги в твердой обложке, а значит, не рассыпятся из-за склеенных корешков, как это было с прежними учебниками.
734
Учебник истории для старшей школы подготовили ректор МГИМО Анатолий Торкунов, доктор исторических наук, профессор, действительный член РАН Александр Чубарьян и помощник Президента РФ Владимир Мединский.
После распада СССР это первый такой учебник. Его предшественник просуществовал полвека. По нему выучилось не одно поколение советских детей. Сегодня многие из них занимают высокие государственные посты и достаточно хорошо знают историю. Смогут ли старшеклассники получить прочные знания, изучая историю страны по новому учебнику, пока говорить рано. Тем более что работа над книгами проходила в ускоренном темпе. В начале августа на презентации учебника министр просвещения РФ Сергей Кравцов отметил, что его создание началось в апреле этого года: «Работа предстояла нелегкая, нужно было собрать всю необходимую информацию, все проанализировать, дать оценку истории последних десятилетий и преподнести школьникам». Получилось у авторов это сделать или вышло как в песне: «Я его слепила из того, что было», оценят, опять же, учителя истории.
Один из авторов учебника Владимир Мединский считает, что у книги – высокое качество полиграфического исполнения. Та же твердая обложка напоминает советские учебники, которые служили больше пяти лет. Оформление обложки тоже напоминает советские учебники.
Даже если бегло просмотреть учебник, обращает на себя внимание то, что он содержит четкие, доступные для понимания старшеклассников формулировки, непредвзято отражает события и факты истории. К примеру, в первой главе, охватывающей период до конца 1991 г., в специальном параграфе, посвященном периоду правления Н. С. Хрущева, вводится и специальное понятие «революция благосостояния», к которому приводятся примеры из прошлой эпохи. В параграфе рассказывается как о нехватке товаров, так и о событиях в Новочеркасске в июне 1962 г. Говорится о положительных переменах в советском обществе, которые для людей ощущались прежде всего на бытовом уровне: в росте зарплат, обеспечении пенсией, масштабном строительстве бесплатного жилья, медицине, санаторно-курортном лечении, возможности активно заниматься туризмом и спортом.
Учебник получился достаточно объемным. Авторы обновили содержание прежнего более чем на 50 %. По сравнению со старым в новом много исторического материала посвящено Великой Отечественной войне, ее полководцам, героическим битвам под Москвой, Сталинградом, Курском. Рассказывается об итогах войны, ее последствиях. О том, как переписываются страницы истории на Западе и к чему это приводит.
Большой раздел посвящен специальной военной операции, задачей которой стала защита Донбасса, а также обеспечение безопасности России. Ученики узнают о героических сражениях во время СВО на Донбассе, подвигах наших бойцов. Как украинцы оборудовали боевые позиции на территории жилых домов, превратив мирных жителей в заложников...
Также в учебнике разъясняется переворот на Украине в 2014 году, в результате которого «Незалежная» окончательно скатилась до ультранационалистического государства, а США только способствовали разжиганию конфликта между Украиной и Россией. Из учебника старшеклассники узнают о том, что на Украине учили ненависти ко всему русскому, о запрете на русский язык, сносе памятников советским военачальникам, поэтам, известным актерам, запрете кинолент и книг.
В учебнике разъясняется, кто такие иноагенты и что обозначает это слово по отношению к отдельно взятому человеку, организации.
Авторы учебника обращаются к ученикам с просьбой быть разборчивыми в полученных новостях, сопоставлять, анализировать их и учиться распознавать истинную информацию и фейковую.
Еще одно новшество: в конце каждого учебника представлена таблица с QR-кодами дополнительных информационных ресурсов. Ученики и педагоги при подготовке к занятиям смогут воспользоваться тематическими архивами, библиотеками и фильмами государственных порталов.
Радует, что учебник написан простым, доступным для школьников языком. Понять все изложенное в нем несложно. Возможно, это поможет старшеклассникам не только разобраться в исторических фактах, но и полюбить историю.
О том, как восприняли новый учебник учителя истории и старшеклассники, мы расскажем в последующих выпусках «НВ».
После распада СССР это первый такой учебник. Его предшественник просуществовал полвека. По нему выучилось не одно поколение советских детей. Сегодня многие из них занимают высокие государственные посты и достаточно хорошо знают историю. Смогут ли старшеклассники получить прочные знания, изучая историю страны по новому учебнику, пока говорить рано. Тем более что работа над книгами проходила в ускоренном темпе. В начале августа на презентации учебника министр просвещения РФ Сергей Кравцов отметил, что его создание началось в апреле этого года: «Работа предстояла нелегкая, нужно было собрать всю необходимую информацию, все проанализировать, дать оценку истории последних десятилетий и преподнести школьникам». Получилось у авторов это сделать или вышло как в песне: «Я его слепила из того, что было», оценят, опять же, учителя истории.
Один из авторов учебника Владимир Мединский считает, что у книги – высокое качество полиграфического исполнения. Та же твердая обложка напоминает советские учебники, которые служили больше пяти лет. Оформление обложки тоже напоминает советские учебники.
Даже если бегло просмотреть учебник, обращает на себя внимание то, что он содержит четкие, доступные для понимания старшеклассников формулировки, непредвзято отражает события и факты истории. К примеру, в первой главе, охватывающей период до конца 1991 г., в специальном параграфе, посвященном периоду правления Н. С. Хрущева, вводится и специальное понятие «революция благосостояния», к которому приводятся примеры из прошлой эпохи. В параграфе рассказывается как о нехватке товаров, так и о событиях в Новочеркасске в июне 1962 г. Говорится о положительных переменах в советском обществе, которые для людей ощущались прежде всего на бытовом уровне: в росте зарплат, обеспечении пенсией, масштабном строительстве бесплатного жилья, медицине, санаторно-курортном лечении, возможности активно заниматься туризмом и спортом.
Учебник получился достаточно объемным. Авторы обновили содержание прежнего более чем на 50 %. По сравнению со старым в новом много исторического материала посвящено Великой Отечественной войне, ее полководцам, героическим битвам под Москвой, Сталинградом, Курском. Рассказывается об итогах войны, ее последствиях. О том, как переписываются страницы истории на Западе и к чему это приводит.
Большой раздел посвящен специальной военной операции, задачей которой стала защита Донбасса, а также обеспечение безопасности России. Ученики узнают о героических сражениях во время СВО на Донбассе, подвигах наших бойцов. Как украинцы оборудовали боевые позиции на территории жилых домов, превратив мирных жителей в заложников...
Также в учебнике разъясняется переворот на Украине в 2014 году, в результате которого «Незалежная» окончательно скатилась до ультранационалистического государства, а США только способствовали разжиганию конфликта между Украиной и Россией. Из учебника старшеклассники узнают о том, что на Украине учили ненависти ко всему русскому, о запрете на русский язык, сносе памятников советским военачальникам, поэтам, известным актерам, запрете кинолент и книг.
В учебнике разъясняется, кто такие иноагенты и что обозначает это слово по отношению к отдельно взятому человеку, организации.
Авторы учебника обращаются к ученикам с просьбой быть разборчивыми в полученных новостях, сопоставлять, анализировать их и учиться распознавать истинную информацию и фейковую.
Еще одно новшество: в конце каждого учебника представлена таблица с QR-кодами дополнительных информационных ресурсов. Ученики и педагоги при подготовке к занятиям смогут воспользоваться тематическими архивами, библиотеками и фильмами государственных порталов.
Радует, что учебник написан простым, доступным для школьников языком. Понять все изложенное в нем несложно. Возможно, это поможет старшеклассникам не только разобраться в исторических фактах, но и полюбить историю.
О том, как восприняли новый учебник учителя истории и старшеклассники, мы расскажем в последующих выпусках «НВ».

