
Сегодня в Ростовской филармонии состоялся открытый урок для одаренных учеников музыкальных школ. Занятие состоялось в рамках X международного фестиваля Юрия Башмета.
Фото/Видео: Аркадий Кузнецов
Народный артист СССР, герой труда России, лауреат премии «Грэмми» – это далеко не полный список наград маэстро, который родился в донской столице. Здесь с 2018 года работает струнная академия Юрия Башмета, в которую приезжают лучшие педагоги заниматься с одаренными детьми. Сегодня старт новому учебному году дал сам руководитель академии, и этот урок транслировался по каналам российского общества «Знание».
Занятие началось со звонка, как и в обычной школе, а учениками в ней были сорок одаренных и юных музыкантов, играющих на самых разных инструментах. Юрий Башмет поприветствовал ребят с началом нового периода жизни – учебного года, который подарит им новые знания, увлечения и друзей. Отвечая на вопрос собравшихся, маэстро рассказал, что учился в музыкальной школе имени Столярского в городе Одессе. Это одна из лучших школ скрипичного мастерства, которую закончили Давид Ойстрах, Яша Хейфиц и другие знаменитые музыканты. Ее директор Петр Столярский говорил: «Мне нужны не талантливые дети, а талантливые мамы».
– Скрипкой мне предложили заниматься родители, чтобы я не стал хулиганом, – рассказывает Юрий Абрамович, – мне больше нравился спорт – прыжки в воду, водное поло и фехтование, по которому я имел второй юношеский разряд. Когда мама сказала про скрипку, я не стал ее расстраивать, но мне показалось, что жизнь рушится. Мой первый учитель был студентом, спросил меня, люблю ли я соленое, сказал, что одна из струн называется соль и исчез на целый месяц.
Несмотря на такое начало, дальнейшие занятия смогли раскрыть талант Юрия Башмета. Он вспомнил о своей учительнице Зое Мерцаловой, которая до сих пор живет в Одессе – она сумела так поставить ему правую руку, что знаменитый скрипач Айзек Стерн сказал: «Это лучшая в мире рука, которую я видел». Маэстро рассказал ребятам о декоординации – важном для музыканта умении одновременно совершать руками разные движения. Например, стучать себя по голове и гладить по животу, что не у всех получается делать одновременно. Еще оказалось, что можно импровизировать на одной ноте и отклоняться от тональности, ведь когда появляются диссонансы – это и есть жизнь.
– Я учусь не спать в течение дня, – рассказывал Юрий Башмет. – То есть замечать все, что происходит вокруг. Из этого накапливаются впечатления, которые рождают интуицию и помогают лучше играть. Однажды, увидев в океане кита, я понял, с чем можно сравнить непрерывную игру смычком – когда хвост еще не исчез, а морда уже появилась.
Послушав выступления молодой альтистки из Ростова-на-Дону Юрий Абрамович похвалил ее, но посоветовал на сцене усилить все, что она делает в несколько раз. По его словам, надо чтобы и аккомпаниатор волновался – играть иногда замедляясь, а иногда ускоряясь: «Музыкант должен научиться играть смело». На вопрос, нужно ли в школьную программу добавлять классическую музыку, маэстро посоветовал приучать к ней через шлягеры. Шедевры Баха, Моцарта и Россини становятся популярными потому, что точно отражают происходящее с человеком. В то же время Юрий Башмет признался, что его сердце в свое время принадлежало Битлз, Джимми Хендриксу и джаз-року.
– Меня спас Ленин, – поделился великий альтист. – в Киеве был конкурс его имени, который я выиграл и уехал в Московскую консерваторию.

