
Дата публикации:
10 сен 2023 г.
10 сентября, как уже сообщалось, отмечается День озера Байкал. С целью привлечения внимания прежде всего к проблемам уникального водоема проводятся экологические акции, чествуют экологов, участников экспедиций. Однако это и хороший повод вспомнить исторические события. Тем более, что накануне 105-летие гибели легендарного ледокола «Байкал» «не заметили» даже некоторые краеведы и историки.
678

105 лет назад гигантский ледокол-паром «Байкал», перевозивший даже железнодорожные составы, уничтожили белочехи. Они открыли по нему, практически беззащитному, пушечный огонь. В период русско-японской войны и позднее «Байкал» и Байкальская переправа сыграли немалую роль в ключевых событиях того периода. Не будь их, сложно сказать, какой бы сегодня была географическая карта страны. К истории донского казачества (где Дон, а где Байкал!) они тоже имели отношение.
Донской художник казак Максим Ильинов написал большой портрет царского министра путей сообщения князя М. И. Хилкова. Он придал важный смысл мемориальному комплексу, открытому в байкальском Танхое… Ростовский исследователь Никита Чумак в своем письме в «Наше время» привел немало сведений на эту тему.
Критическая ситуация зимы 1904 года заставила министра путей сообщения князя М. И. Хилкова искать решения, которые могли максимально увеличить пропускную способность переправы. Наряду с уже работающим гужевым транзитом, железнодорожники в лютый мороз проложили по льду озера рельсовый путь для перекатки вагонов на противоположный берег. Главной трудностью были широкие трещины, разрушавшие путь на протяжении десятков метров. Казалось, что осуществить переправу вагонов через озеро невозможно. Однако смекалка и упорство инженеров-путейцев все же покорили природную стихию.
Вагоны по рельсам тянули лошади. Особую заботу вызывала перекатка паровозов. Первый пущенный 30-тонный паровоз провалился передними колесами под лед. Было решено разбирать их на две части. Снятый котел перевозили на двух платформах. В Танхое паровозы снова собирали и отправляли на станцию назначения. Всего по рельсовому пути было передано на восточный берег более 2000 вагонов и 65 паровозов.
Прокладка рельсового пути по льду озера составляет одну из блестящих страниц истории Русско-японской войны. Генерал Куропаткин писал: «Вдохновение и энергия князя Хилкова выручила нас из этого тяжелого положения: невзирая на все трудности, на страшном морозе и ветре, старый князь лично вел дело и хотя крепко заболел, но выручил нас». Министр почти весь 1904 год провел на Байкале. На переправе 70-летний Михаил Иванович лично управлял всей сложной организацией переброски грузов и войск.
Уникальной транспортной операцией стала переброска к Тихому океану подводных лодок и миноносок. Перевозка кораблей водоизмещением более 100 тонн на такое расстояние осуществлялась впервые в мире. Все военные корабли пересекли Байкал на пароме: ледокол позволял принимать даже такие негабаритные «тяжеловесы».
К лету 1905 года ценой титанических усилий пропускная способность магистрали была максимально увеличена. Воинские эшелоны преодолевали путь протяженностью 10 000 километров за 40 дней.
С января 1904 года по август 1905 года было мобилизовано 4887 донских казаков. При разведках в стане неприятеля, подвижном охранении войск и тыла совершили немало подвигов. Часто, будучи тяжело ранеными, оставались в строю до конца боя. Знаками отличия Военного ордена за личные подвиги были награждены: 147 казаков 19-го Донского полка, 69 казаков 24-го Донского полка, 70 казаков 25-го Донского полка, 89 казаков 26-го Донского полка, 10 казаков 2-й артиллерийской батареи, 18 казаков 3-й Донской батареи. К Георгиевским крестам были представлены 7 казаков 3-й Донской батареи.
С театра военных действий казаки возвращались по уже достроенной к тому времени Кругобайкальской железной дороге. После ее открытия Байкальская переправа поддерживалась в рабочем состоянии вплоть до 1918 года – до гибели в огне гражданской войны легендарного ледокола «Байкал»…

