
Дата публикации:
25 сен 2023 г.
Дома-близнецы фабриканта и мецената Якова Кушнарева может постичь участь многих старинных зданий Ростова – их просто снесут. На протяжении многих лет общественность города бьется за спасение уникальных зданий, но увы... Хотя Госэкспертиза и признала эти дома объектами культурного наследия, изменения в реестр так и не внесены
657
Фото/Видео: Ирина Хансиварова
Выстояли в войну
Дома-близнецы (на пересечении Социалистической и Соколова), как называют ростовчане доходный дом фабриканта и мецената Якова Кушнарева – одна из архитектурных достопримечательностей Ростова. Построены они были по проекту местного архитектора Григория Васильева в 1898 году. Два дома как бы зеркально отражают друг друга. На тот момент не было еще возведено здание конторы Госбанка, собор Святого Александра Невского. Они появятся позже, превратив площадь в бойкое место. Первые этажи здания были отданы под торговые залы. Подвалы служили для хранения товара (они были сухие и прочные). Верхние этажи домов сдавались под жилье. В 1910 г. в здании обосновалось женское ремесленное училище.В Великую Отечественную войну «близнецам» повезло: на них не упала ни одна бомба. Центр города лежал в руинах, а «близнецы» уцелели, и готические башенки по-прежнему гордо вздымались вверх. После войны первые этажи здания какое-то время занимало хлебопекарное управление. Тут же располагалась пекарня, куда ростовчане приходили за свежими булками и бубликами. Аромат только что испеченного хлеба разносился окрест. Известно, что в одном из домов ночевал писатель Александр Солженицын, когда приезжал в Ростов.
Получилось, как всегда
Проблемы у «близнецов» начались 12 лет назад. Тогда их хотела выкупить фирма «Оникс», чтобы построить на этом месте бизнес-центр (об этом «Наше время» рассказывало в публикации «Близнецы хотят жить» от 20 мая 2011 г.). Однако выкупить фирме удалось только шесть из 11 квартир. И идея строительства бизнес-центра как-то отошла на второй план. В 2003 году у благополучного раньше дома начались проблемы. В сухом подвале неожиданно обнаружились текущие канализационные стояки, неизвестно откуда там взялся мусор. Потом кто-то проломил шифер на целой до того крыше, и она стала течь. Оставшиеся в доме жильцы, которые отказались продать свои квартиры фирме и не захотели переезжать из центра Ростова на окраину, пытались сами отремонтировать коммуникации. Но с домом было явно что-то не то – выходило из строя то одно, то другое. Люди стали обращаться к властям с просьбами отремонтировать канализацию, осушить и освободить от мусора подвал и тем самым предотвратить разрушение памятника архитектуры. Переписка заняла очень много времени – лет восемь. Никто ничего не сделал. Так что все эти годы здание медленно разрушалось. Хотя жильцы долго хранили ответы из прокуратуры, где были указаны даже конкретные сроки, когда муниципалитет отремонтирует и канализацию, и крышу.В 2017 году дома-близнецы были признаны аварийными. Предполагалось, что собственники помещений в доме возьмут на себя ремонтные, реставрационные работы. Но у людей, естественно, не было столько средств. Ведь ремонт объекта культурного наследия требует участия в деле специальных фирм, занимающихся реставрацией, да и материалы нужны были не с рынка. В общем, собственникам отремонтировать дома не удалось. И вот было издано постановление Администрации г. Ростова-на-Дону «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Донцу, ул. Социалистическая, 114-116 / Соколова, 22, в связи с признанием многоквартирного дома литер А, литер Б, литер В, аварийным и подлежащим реконструкции». У собственников «в связи с неисполнением требования о реконструкции в установленный срок» для муниципальных нужд предписано изъять земельный участок, а также жилые и нежилые помещения в многострадальных домах-близнецах.
Что нам стоит дом разрушить?
Из названия и текста постановления следует, что дома-близнецы подлежат реконструкции, а забравший их себе муниципалитет этим как раз и займется.Прошло время (постановление было издано в августе 2022 года), однако никаких намеков на то, что дома кто-то собирается спасать, не появилось.
Координатор движения «МойФасад» Елена Чернышева считает, что ситуация для объектов культурного наследия – типичная. В результате бездействия властей дома начинают еще больше ветшать и разрушаться. Там случаются пожары, обрушения. И вот начинаются уже разговоры о том, что восстанавливать настолько «убитый» памятник архитектуры смысла никакого нет, приводит комментарий общественницы портал DimPoisk. Инвесторов на восстановление объекта культурного наследия не находится, здание ветшает, а потом в один прекрасный день «удачно» падает фасадом на проезжую часть. Как это недавно произошло с доходным домом Гутермана на углу Соборного и Донской. Как это произошло несколько лет назад со зданием Невского домовладельческого общества по Станиславского, 36...
Можно дождаться, пока здание совсем обветшает, и демонтировать его «из-за угрозы обрушения», а там уже окажется, что от объекта культурного наследия ничего не осталось. Следовательно, и из реестра его можно вывести.
Ну, а если объект выведен из реестра, то его и сносить можно совершенно спокойно. Кажется, такая же участь ждет и дома-близнецы.
Несколько лет назад городские власти одобрили проект строительства очередного жилого комплекса между проспектом Соколова и улицей Чехова. Сегодня работы идут полным ходом. Забивают сваи, работает тяжелая техника, вырыты котлованы. Естественно, это вредит фундаментам аварийных зданий.
«Поскольку строительство многоэтажного дома на участке рядом с этим ансамблем идет полным ходом, возникает опасение, что дома могут разрушиться окончательно при бездействии чиновников», – написали ростовские активисты-градозащитники в группе VK «Несносный город». Они указывают на то, что один из домов-близнецов по Социалистической, 114 еще держится, другой – в худшем состоянии, тут уже, по мнению градозащитников, необходима гидроизоляция фундамента.
Умирающие дома-близнецы прикрыты баннером с рекламой ВТБ и оптимистичной надписью «Все получится!». Когда эти баннеры крепили, то металлические трубы каркаса вгоняли прямо в стены. По стенам побежали трещины… Баннер выцвел, но все так же оптимистичен. Лично я уверена, что у банкира финансиста и общественного деятеля председателя правления ВТБ Андрея Костина действительно все получится. Может, стоит градозащитникам рассказать ему об «эпопее» с домами-близнецами и попросить у него помощи? Говорят, Андрей Леонидович любит оперу, изобразительное искусство, архитектуру, особенно дома, представляющие историческую и культурную ценность…

