Сегодня в Донской публичной библиотеке открылась выставка, посвященная истории создания первого участка Владикавказской железнодорожной магистрали. Он проходил по территории региона от города Шахты до станции Аксай.
Фото/Видео: Аркадий Кузнецов
Строительству дороги предшествовал рапорт атамана Войска донского Михаила Хомутова военному министру. В нем говорилось о необходимости соединить железнодорожным сообщением Грушевские копи и пристань у станицы Мелиховской. В итоге стальная магистраль протяженностью 70 километров прошла через Каменоломни и Новочеркасск до станицы Аксайской. Движение по ней было открыто 10 января 1864 года и с этого момента начинается история всей Северо-Кавказской железной дороги. Отметить юбилейную дату и познакомиться с выставочной экспозицией в библиотеку пришли сотрудники магистрали, студенты и преподаватели ростовского университета путей сообщения, а также учащиеся железнодорожного техникума.
– Отрадно, что в лице студентов мы видим здесь будущее железной дороги, – сказала открывая выставку директор Донской публички Евгения Колесникова. – Нам повезло, что первые 66 верст северокавказской магистрали прошли по территории Ростовской области. В нашем электронном архиве доступны более двухсот документов, рассказывающих о начале ее строительства. В том числе, это редкие материалы из Москвы и Новочеркасска, с которыми каждый может познакомиться на установленных в библиотеке интерактивных экранах.
Проректор университета путей сообщений Елена Шепилова выразила сотрудникам библиотеки признательность за бережное отношение к историческим документам. Она отметила, что железные дороги занимались не только перевозкой грузов в интересах экономики, но несли культуру и просвещение. Достаточно вспомнить вагоны-библиотеки, которые появились уже в XIX веке. Не случайно и у Северо-Кавказской железной дороги есть свой библиотечный фонд, где хранится научно-техническая и историческая информация. Здесь стремятся сохранять историю, руководствуясь принципом: «Кто не помнит прошлого, тот не имеет будущего».
Куратор выставки Наталья Бородулина рассказала, что на выставке представлено 65 экспонатов, которые внесены в специально созданный каталог. Это договоры о производстве работ и отчеты по строительству перегонов, пояснительные записки, ведомости, сметы и многое другое. Интересен такой экспонат, как иллюстрированный путеводитель по Владикавказской железной дороге с дарственной надписью от автора. Любителей техники может заинтересовать книга «Владикавказский Пасифик», где рассказывается об одном из самых мощных паровозов начала XX века.
Отдельно следует упомянуть материалы о социальной деятельности железнодорожников, в том числе агрономических поездах, которые информировали крестьян о новых методах хозяйствования. Железная дорога строила учебные заведения и больницы, о чем также говорят документы. Интересно, что практически все эти книги и материалы были напечатаны в Ростове-на-Дону. Выставка открыта для посещения и продолжит свою работу до 31 января.