Сегодня председатель ростовского отделения Союза журналистов России Анатолий Максак встречался с коллегами и преподавателями профильных дисциплин ЮФУ. Темой встречи стали основные тенденции информационных войн современности.
Разговор о миссии журналистики наших дней начался с известного изречения: «Войны начинают не пушки, а газеты». Его приписывают Николаю Векшину – барду и литератору, автору многочисленных афоризмов. С тех пор само понятие войны трансформировалось – различают ее многочисленные фазы, в том числе и информационную. Философ Александр Дугин считает, что сам характер войн изменился, стал всеобъемлющим или сетевым.
Руководитель холдинга «Дон Медиа», в который входят такие известные в регионе СМИ, как одна из старейших газет «Молот» и телеканал «Дон 24», начал свое выступление с воспоминаний о партийной молодости. По словам Анаталия Максака, органы власти имели информацию о планах Запада по развалу Советского Союза еще в середине 80-х годов прошлого века. Почему в свое время не были приняты достаточные меры, чтобы этого избежать – вопрос риторический. Важно не повторять таких ошибок.
– Если есть информационная война, то кто-то должен командовать информационными войсками, – считает Анатолий Максак, – в начале спецоперации была определенная растерянность, журналистам приходилось самим принимать решения. Нашим каналом был придуман формат видеороликов, которые демонстрировали то, что происходит на территории Украины. Сейчас эти ролики пробились в Европу, пока что они демонстрируются только в Сербии. Нам удалось договориться об этом напрямую с коллегами из этой страны.
Основными проблемами сегодняшнего времени для медиа-отрасли становится защита сетей и каналов, по которым передается сигнал для телевидения и радио. Помимо технических угроз, есть необходимость формирования у молодежи устойчивых представлений о позиции нашей страны, а также преимуществах жизни в ней. Со стороны преподавателей и руководства Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ прозвучало предложение провести научно-практическую конференцию. На ней можно было бы обменяться опытом журналистской работы в условиях специальной военной операции. Кроме того, требует изучения общественное мнение, в том числе молодежи, по отношению к происходящим на западных рубежах страны событиям.
Проблемой остается и огромный объем информации, который ежедневно обрушивается на рядового потребителя медиа. Например, только сайт «Дон-Медиа» выпускает в день до ста новостей – до сих пор ведутся споры, нужно ли такое количество? Но снижение их количества приводит к уменьшению просмотров, следовательно, падает рейтинг СМИ, а это влияет на его доходность. В плотном информационном потоке невозможно понять, насколько новость правдива, без компьютерных программ, фиксирующих по определенным признакам фейки, дипфейки и другие виды ложных сведений. Таким образом, можно говорить о существующем запросе отечественным программистам, в том числе, работающим в донском регионе.Ростовское отделение Союза журналистов России занимается практической помощью коллегам в новых регионах. В феврале в Мелитополь отвезли каски и бронежилеты для журналистов, работающих в прифронтовой зоне. Ведь если федеральные военкоры снабжены полноценной защитой, то те, кто там живет защищаются сами как могут. Во время этой экспедиции в Запорожской области состоялся первый инфорум, в рамках которого коллеги делились опытом журналистики в экстремальных условиях. Все участники диалога уверены, что связи журналистов и редакций приграничных территорий необходимо развивать.