Сегодня Ростовский музыкальный театр приглашает на премьерный показ оперы Моцарта «Так поступают все (женщины)». Это веселая и поучительная история о том, чем может закончиться желание испытать верность своих возлюбленных.
Фото/Видео: Аркадий Кузнецов
Для постановки была выбрана камерная сцена, где постановка спектакля в буффонадном стиле выглядит очень органично. «Так поступают все» или по-итальянски Cosi fan tutti – одна из трех знаменитых опер, которые были написаны Моцартом на либретто Лоренцо да Понте. Это одна из самых частых моцартовских постановок, наряду с «Дон Жуаном» и «Свадьбой Фигаро». Для того, чтобы представить ее на ростовской сцене была приглашена Мария Фомичева – победитель Международного конкурса молодых режиссеров «Нано-Опера». Это ее первая работа, которая до этого была показана в Большом театре. Мария постоянно работает в детском музыкальном театре Натальи Сац в Москве – примечательно, что там она поставила спектакль «Сны Каштанки» по мотивам произведения нашего земляка Антона Павловича Чехова.
– Работа шла интересно и довольно легко потому, что сам музыкальный мир Моцарта уже дает радость, – рассказала Мария Фомичева, – находиться в этой стихии большое удовольствие. В ростовском театре замечательная команда вокалистов – молодых и полных энергии, очень одаренных вокально и артистически. Большой удачей для меня стала работа с маэстро Алексеем Шакуро – мы с первых репетиций легко нашли контакт, конструктивно-рабочий, а с другой стороны, доверительно-дружеский.
Художником спектакля выступила Екатерина Куколь, задачей которой было максимально вписаться в пространство камерной сцены и найти мостик между реальностью и музыкальным материалом. Постановщики опирались на традиции итальянской комедии дель арте – площадного театра. Действие оперы происходит в Неаполе, колорит которого подчеркивается пастельной палитрой красок, напоминающих ренессансную живопись и картины Рафаэля. Мягкие голубые и розовые тона создают общее ощущение осыпающейся штукатурки. В спектакле нет точной привязки ко времени и зрители не увидят кринолины моцартовского времени. На сцене создан двуплановый мир вечной Италии, эфирная среда, где существуют крылатые амуры и другие сущности, которые играют чувствами людей и организуют их жизнь. Место действия главных персонажей – четверки влюбленных, имеет признаки нашего времени и шестидесятых годов XX века. Крой их платьев может напомнить о фильмах Феллини, а одновременное присутствие в разных эпохах создает ощущение безвременья.
– Я впервые пою Моцарта и могу сказать, что он очень полезен для голоса, – говорит исполнительница одной из главных ролей Роксана Манвелова, – это бессмертная классика, где каждый может увидеть все, что захочет или почерпнуть для себя мораль. Работа на камерной сцене предполагает более доверительные отношения со зрителями, становится понятнее его реакция, тем более, что опера на русском языке, не нужно смотреть на бегущую строку или читать либретто. Хорошим опытом была работа с приглашенным режиссером – получилась очень интересная постановка и удалось многому научиться. Мария по-особому раскрывала внутренние грани наших диалогов.
Мнение Роксаны подтвердил дирижер Алексей Шакуро, который сказал, что с огромным удовольствием работал с Марией Фомичевой. По его словам, очень важно, когда режиссер отталкивается от сути музыки – это краеугольный камень спектакля. Моцарт в первую очередь драматург, который при помощи нот рассказывает о том, что происходит с героями, об их взаимоотношениях. Эта опера считается одной из самых загадочных и требует от всех исполнителей особой музыкальности.
– Когда мы начинаем с оркестром играть Моцарта, усталость от репетиций куда-то исчезает, – делится Алексей Шакуро, – его музыка очаровательна и чувственна, полна юмора, но не все здесь на поверхности. У композитора всегда есть оборотная сторона медали, когда за внешней игривостью скрывается нечто более серьезное, даже философское. Возможно, поэтому его спектакли не так часто ставят в российских театрах. Очень хочется, чтобы ростовский зритель понял, что Моцарт – это прекрасно!