Дата публикации:
12 апр 2024 г.
Двое летчиков, служивших в группе советских войск в Германии, отвели от города терпящий бедствие самолет и ценой собственных жизней спасли тысячи людей. А потом были попытки доказать, что никакого подвига Юрий Янов и Борис Капустин не совершали…
917
Фото/Видео: Валерий Сипетин
В нашу редакцию Галина Андреевна Капустина принесла с собой несколько альбомов с фотографиями, газетными вырезками, документами.
Фотографии – очень известные, не сходившие в свое время с первых полос всех мировых СМИ, и незнакомые широкому кругу зрителей. Она берет наугад одну из них: молодые, задорные, светлые лица. Боря плюс Галя.
– Здесь вы молодожены?
– Вот и немцы до сих пор уверяют, что да, – смеется Галина Андреевна. – Их не разубедить, считают, что фотография свадебная. Да не свадебная она, обыкновенная, сделанная в Ростове. После свадьбы к тому моменту три года уже прошло. У нас сын двухлетний был.
Они поженились 1 апреля 1957 года в Ровно. Галина училась там в пединституте. С Борисом познакомилась годом раньше, когда тот был на учениях в Ровенской области.
В Ростове, куда молодые стали часто приезжать, жили Борины родители. Отец, Владислав Александрович Капустин, всякий раз настаивал, чтобы обязательно фотографировались. Вот и сохранилась фотолетопись.
– В облисполкоме свекр отвечал за сельское хозяйство, – вспоминает Галина Андреевна. – Много ездил по области. И никогда ничего из поездок не привозил. Помню, что виноград как раз стал поспевать. Спросила, сможет ли привезти. Ответил, что на даче скоро свой созреет… У Бори был отцовский характер. Я никогда не видела, чтобы они ссорились, обижались друг на друга. Если что не так, тут же – сказка, присказка, анекдот. И обстановка сразу разряжалась.
Летом 1960 года опытного летчика Капустина перевели в группу советских войск в ГДР. Следом на новое место жительства в город Финов переехала и семья. В 1964 году капитана ВВС Бориса Капустина и старшего лейтенанта Юрия Янова отправили на переподготовку в Новосибирск, переучиваться на управление новой техникой.
Как раз в войска стали поступать новейшие реактивные истребители ЯК-28. Летчиков, умеющих пилотировать эти самолеты, не хватало. И звену Капустина несколько раз пришлось перегонять самолеты в расположение советских авиаполков. Роковой полет случился в апреле 1966 года, когда Капустин получил приказ перегнать партию самолетов из Новосибирска на авиабазу в Цербст (ГДР).
Самолет был очень нужен в войсках – новая модификация, перехватчик, умеющий атаковать и уничтожать противника на малых высотах и встречных курсах. Но машина была недоработанной, то и дело возникали проблемы с двигателем, управлением... Тогда 8-й Государственный Краснознаменный научно-испытательный институт ВВС выступал против принятия Як-28П на вооружение в войска, но к ученым не прислушались. Во время последнего перегона самолетов экипажу пришлось совершить посадку в Финове, где три дня техники приводили в порядок двигатель. Затем Капустину и Янову разрешили перелет в Цербст.
– Боря ушел из дома по тревоге в восемь часов. Через три часа вернулся. Сказал, что может немного передохнуть, но так и не уснул. Я как раз занималась пересадкой цветов. Он стал мне помогать. Очень хотел дождаться сына из школы, а тот запаздывал – в школе репетировали к майским праздникам. Не дождался…
В полете опять начались проблемы с двигателем. Экипаж должен был покинуть терпящую бедствие машину и катапультироваться. Но внизу был город, и летчики принимают другое решение: уводят самолет от города, направив его в озеро Штёссензее в зоне расположения английских войск. На траурную церемонию прощания с Капустиным и Яновым из Лондона прислали королевский оркестр. 11 апреля в гарнизонный дом культуры шел беспрерывный поток людей. Каждый город ГДР прислал на церемонию прощания с героями свою делегацию. В почетном карауле стояли и граждане Западного Берлина, которые стали очевидцами подвига.
Второй раз с Борисом Капустиным прощались в Ростове. Здесь одновременно хоронили двоих – отец Капустина скоропостижно скончался, не пережив смерть сына.
Борис Капустин захоронен на Братском кладбище. Однажды вандалы разрушили воинские захоронения, повредили и памятник Капустину. Тогдашние муниципальные власти Галине Андреевне в помощи с восстановлением отказали. Под предлогом, что муж ее не являлся Героем Советского Союза... На помощь пришли сами работники кладбища, памятник восстановили. А потом, в 1997 году, в газете «Комсомольская правда» появился материал «Как могла начаться третья мировая война». Он содержал чудовищную ложь: мол, летчик Капустин сделал «бочку» над германской столицей и не сумел затем завести моторы. И никакого подвига никто не совершал... Печатному слову верили. Из школьных музеев выбросили документы, посвященные подвигу, сами имена постарались забыть. Два года и девять заседаний суда в Москве потребовалось Галине Андреевне и ее сыну, чтобы была восстановлена справедливость. Документально был подтвержден факт, что именно неисправность двигателей стала причиной аварии. В ней были виновны изготовители самолета. Подтвердил это и свидетель – офицер, участвовавший в свое время в расследовании. Суд потребовал опубликовать опровержение...
В Германии сейчас есть около десяти памятных мест, посвященных Капустину и Янову. Есть теперь памятник этим героям и в Ростове-на-Дону.
– Целая книга получится, если просто перечислить все пороги, которые пришлось обить, чтобы памятник появился, – говорит Галина Андреевна. И вынимает очередную фотографию. На ней – экскурсовод музея окружного Дома офицеров Марина Антипова и Анастасия Моисеева, президент Ростовской региональной общественной организации «Общий интерес». Именно эта организация инициировала установку памятника подвигу Капустина и Янова в Ростове-на-Дону.
– На то, чтобы пройти все этапы установки памятника, от возникновения задумки до её воплощения в скульптуре, понадобилось восемь лет, – написала нам Анастасия (сейчас она работает в Москве). – Самое сложное было найти спонсора, который был бы готов профинансировать весь проект. Таким меценатом для нас стало Российское военно-историческое общество (РВИО). А вдохновения было очень много благодаря Галине Андреевне Капустиной. Она через всю жизнь сама пронесла память о муже и нам рассказала.
Подвиг Бориса Капустина и Юрия Янова достаточно известен в Германии и мире, а в России по каким-то причинам их имена и героический поступок были на время забыты. Это неправильно...
Фотографии – очень известные, не сходившие в свое время с первых полос всех мировых СМИ, и незнакомые широкому кругу зрителей. Она берет наугад одну из них: молодые, задорные, светлые лица. Боря плюс Галя.
– Здесь вы молодожены?
– Вот и немцы до сих пор уверяют, что да, – смеется Галина Андреевна. – Их не разубедить, считают, что фотография свадебная. Да не свадебная она, обыкновенная, сделанная в Ростове. После свадьбы к тому моменту три года уже прошло. У нас сын двухлетний был.
Они поженились 1 апреля 1957 года в Ровно. Галина училась там в пединституте. С Борисом познакомилась годом раньше, когда тот был на учениях в Ровенской области.
В Ростове, куда молодые стали часто приезжать, жили Борины родители. Отец, Владислав Александрович Капустин, всякий раз настаивал, чтобы обязательно фотографировались. Вот и сохранилась фотолетопись.
– В облисполкоме свекр отвечал за сельское хозяйство, – вспоминает Галина Андреевна. – Много ездил по области. И никогда ничего из поездок не привозил. Помню, что виноград как раз стал поспевать. Спросила, сможет ли привезти. Ответил, что на даче скоро свой созреет… У Бори был отцовский характер. Я никогда не видела, чтобы они ссорились, обижались друг на друга. Если что не так, тут же – сказка, присказка, анекдот. И обстановка сразу разряжалась.
Летом 1960 года опытного летчика Капустина перевели в группу советских войск в ГДР. Следом на новое место жительства в город Финов переехала и семья. В 1964 году капитана ВВС Бориса Капустина и старшего лейтенанта Юрия Янова отправили на переподготовку в Новосибирск, переучиваться на управление новой техникой.
Как раз в войска стали поступать новейшие реактивные истребители ЯК-28. Летчиков, умеющих пилотировать эти самолеты, не хватало. И звену Капустина несколько раз пришлось перегонять самолеты в расположение советских авиаполков. Роковой полет случился в апреле 1966 года, когда Капустин получил приказ перегнать партию самолетов из Новосибирска на авиабазу в Цербст (ГДР).
Самолет был очень нужен в войсках – новая модификация, перехватчик, умеющий атаковать и уничтожать противника на малых высотах и встречных курсах. Но машина была недоработанной, то и дело возникали проблемы с двигателем, управлением... Тогда 8-й Государственный Краснознаменный научно-испытательный институт ВВС выступал против принятия Як-28П на вооружение в войска, но к ученым не прислушались. Во время последнего перегона самолетов экипажу пришлось совершить посадку в Финове, где три дня техники приводили в порядок двигатель. Затем Капустину и Янову разрешили перелет в Цербст.
– Боря ушел из дома по тревоге в восемь часов. Через три часа вернулся. Сказал, что может немного передохнуть, но так и не уснул. Я как раз занималась пересадкой цветов. Он стал мне помогать. Очень хотел дождаться сына из школы, а тот запаздывал – в школе репетировали к майским праздникам. Не дождался…
В полете опять начались проблемы с двигателем. Экипаж должен был покинуть терпящую бедствие машину и катапультироваться. Но внизу был город, и летчики принимают другое решение: уводят самолет от города, направив его в озеро Штёссензее в зоне расположения английских войск. На траурную церемонию прощания с Капустиным и Яновым из Лондона прислали королевский оркестр. 11 апреля в гарнизонный дом культуры шел беспрерывный поток людей. Каждый город ГДР прислал на церемонию прощания с героями свою делегацию. В почетном карауле стояли и граждане Западного Берлина, которые стали очевидцами подвига.
Второй раз с Борисом Капустиным прощались в Ростове. Здесь одновременно хоронили двоих – отец Капустина скоропостижно скончался, не пережив смерть сына.
Борис Капустин захоронен на Братском кладбище. Однажды вандалы разрушили воинские захоронения, повредили и памятник Капустину. Тогдашние муниципальные власти Галине Андреевне в помощи с восстановлением отказали. Под предлогом, что муж ее не являлся Героем Советского Союза... На помощь пришли сами работники кладбища, памятник восстановили. А потом, в 1997 году, в газете «Комсомольская правда» появился материал «Как могла начаться третья мировая война». Он содержал чудовищную ложь: мол, летчик Капустин сделал «бочку» над германской столицей и не сумел затем завести моторы. И никакого подвига никто не совершал... Печатному слову верили. Из школьных музеев выбросили документы, посвященные подвигу, сами имена постарались забыть. Два года и девять заседаний суда в Москве потребовалось Галине Андреевне и ее сыну, чтобы была восстановлена справедливость. Документально был подтвержден факт, что именно неисправность двигателей стала причиной аварии. В ней были виновны изготовители самолета. Подтвердил это и свидетель – офицер, участвовавший в свое время в расследовании. Суд потребовал опубликовать опровержение...
В Германии сейчас есть около десяти памятных мест, посвященных Капустину и Янову. Есть теперь памятник этим героям и в Ростове-на-Дону.
– Целая книга получится, если просто перечислить все пороги, которые пришлось обить, чтобы памятник появился, – говорит Галина Андреевна. И вынимает очередную фотографию. На ней – экскурсовод музея окружного Дома офицеров Марина Антипова и Анастасия Моисеева, президент Ростовской региональной общественной организации «Общий интерес». Именно эта организация инициировала установку памятника подвигу Капустина и Янова в Ростове-на-Дону.
– На то, чтобы пройти все этапы установки памятника, от возникновения задумки до её воплощения в скульптуре, понадобилось восемь лет, – написала нам Анастасия (сейчас она работает в Москве). – Самое сложное было найти спонсора, который был бы готов профинансировать весь проект. Таким меценатом для нас стало Российское военно-историческое общество (РВИО). А вдохновения было очень много благодаря Галине Андреевне Капустиной. Она через всю жизнь сама пронесла память о муже и нам рассказала.
Подвиг Бориса Капустина и Юрия Янова достаточно известен в Германии и мире, а в России по каким-то причинам их имена и героический поступок были на время забыты. Это неправильно...