Вчера Информационный центр по атомной энергии пригласил ростовских ученых на откровенный разговор. Речь шла не об открытиях, а о том, без чего они невозможны – ошибках и неудачах.
Фото/Видео: Аркадий Кузнецов
Встреча проходила в формате научно-популярного ток-шоу с элементами юмористического стендапа «Что пошло не так?». Оказалось, что весело слушать не только о чужих провалах, но и искренне рассказывать о своих просчетах. Самые откровенные из рассказчиков, а также авторы самых интересных вопросов могли претендовать на подарки от научного сообщества.
Своими поучительными кейсами поделились геолог, химик, специалисты по инновационным материалам и аэродинамике. Разговор шел о правилах поведения в зимней тундре, способах добычи золота из старых телевизоров, создании лекарств, которые ничем нельзя растворить, а также о попытках ловить дроны руками. В основе каждой истории было драматическое несоответствие научной теории и практики.
Константин Матецкий поделился опытом работы на Крайнем Севере. Его путешествие по зимнику на нефтяное месторождение продолжалось пять суток и напоминало приключения героев Джека Лондона. Машины то ломались, то проваливались под лед, к чему приехавшие с Большой земли молодые геологи оказались совсем не готовы. Каждый из них запасся парой булочек и бутылкой газировки, ведь продукты, по их мнению, всегда можно купить по дороге. Но оказалось, что эти правила не работают на зимнике, поэтому рассказчик посоветовал в Сибири всегда быть готовым к неожиданностям, запастись продуктами и теплыми вещами.
Даниил Куприяненко рассказал о том, как они с коллегой пытались добыть золото из старых телевизионных плат и телефонов. Это считалось проектной деятельностью, но привело лишь к мучениям и сокрушительной неудаче. Платы сначала растворяли серной кислотой, добытой из автомобильных аккумуляторов, потом более сильной азотной, которую получили с помощью купленных в магазине для садоводов удобрений. Дальше, в соответствии с химической теорией, использовались медный и железный купорос, прибор для электролиза, щелочные растворы и прочее. Но надежда увидеть выпавшее в осадок золото не сбылась – в результате экспериментов менялся только цвет и объем ядовитой жижи. В конце концов колба с ней разбилась, раствор намертво проник в плитку и стал элементом дизайна лаборатории.
Назар Чубков работал в лаборатории, которая занимается созданием материалов с запрограммированными качествами. Чаще всего это основа лекарств, которые должны точно воздействовать на заболевшие клетки. В теории было разработано вещество с уникальными свойствами, но когда его синтезировали, оказалось, что его может растворить только ядовитая кислота при температуре 300 градусов. Понятно, что человеческий организм такими качествами пока не обладает. А Евгений Казаков рассказывал об истории освоения первых отечественных дронов, которые были очень своенравными и еще не воспринимались как боевое оружие.
Затем гости в формате открытого микрофона рассказывали истории своих неудач в учебе и экспериментальной деятельности. Автор лучшей из них, по мнению экспертов по научным провалам, стал Владислав за рассказ о попытке сделать цемент. Для этого, по словам юного исследователя, они с приятелем просто взяли камни и терли их друг об друга. В результате было получено некоторое количество порошка, из которого удалось слепить макет горы Олимп. Но на следующий день сооружение превратилось в лужу грязи. И хотя эксперимент не удался, настойчивость ребят была вознаграждена — им подарили комплект для игры во фрисби.