Генерал-майор Владимир Попов обратился к высшему командованию Вооруженных сил через издание «Царьград».
Известный летчик считает, что исчерпаны далеко не все срочные меры для защиты территории приграничных регионов, военных и гражданских объектов, а также мирного населения от атак вражеских беспилотников и ракет. По его мнению, характер налета и его параметры можно просчитать – в том числе и математически. И в зависимости от этого ввести в боевую работу по отражению атаки нужное число средств ПВО с отвечающими воздушной обстановке качественными характеристиками. Иными словами, надо сделать все так, чтобы противник сам отказался от нанесения воздушных ударов.
В частности, генерал предлагает усилить систему ПВО за счет использования зенитных комплексов ближнего действия и на основе налаженного взаимодействия объектовых и войсковых средств ПВО:
– И «Панцири» поставить, и дополнительные системы ближнего действия. И, непосредственно «Куб» ставить туда, и автоматизированные системы управления (АСУ)… То есть, это должна быть эшелонированная защита с прикрытием С-300 или С-400. Эшелонированное построение системы ПВО…
Иными словами, опытнейший военный летчик во многом предлагает вернуться к системе противовоздушной обороны советской поры. Та, как известно, была рассчитана на обеспечение безопасности как военных и гражданских объектов и целых территорий, так и боевых действий. Естественно, сегодня это надо делать на более современной основе. В частности, всемерно усилить средства ПВО системами радиоэлектронной борьбы и оптикоэлектронного противодействия.
Не стоит отказываться и от недорогих и прошедших проверку временем средств защиты аэродромов и других мест сосредоточения боевой техники. Атаки дронов на такие объекты способны погасить обычная сетка-рабица, проволока, натянутая с помощью аэростатов на определенной высоте и затянутая еще и масксетью. Это снижает риск попадания осколков зарядов и обломков дронов в нашу боевую технику. Как показывает опыт, заметно ослабевают интенсивность налета и его эффективность.
Многое из названного можно использовать и для защиты населенных пунктов. Все это и называется комплексными методами воздействия на средства воздушного нападения противника.
В этом отношении характерно замечание генерала о необходимости разворачивания в приграничных регионах компактных постов визуального наблюдения. Оборудованные в лесополосах и руслах рек, с использованием складок местности, такие ПВН способны эффективно следить за окружающим воздушным пространством, выявляя вражеские дроны. Подобные посты, в которых, кроме устройств наблюдения, имелось и вооружение – пулеметы ДШК, предназначенные для поражения наземных и воздушных целей, – существовали в зенитно-ракетных дивизионах до реорганизации войск ПВО страны, предпринятой в середине 90-х годов прошлого века.
По оценке генерала В. Попова, сегодня в зону риска воздушных ударов противника попадают, кроме Ростовской области, также Воронежская и Курская, а также Краснодарский край. А особенно ценными предложенные генералом средства противодействия воздушным налетам могли бы оказаться для Белгородской области, которая сегодня подвергается яростным обстрелам со стороны ВСУ – как с земли, так и с воздуха.
Результатом комплексного отражения вражеских воздушных атак обязательно станет падение их результативности. В итоге затраты на организацию налета превысят его эффективность. А значит, как средство вооруженной борьбы, дроны и крылатые ракеты в значительной степени потеряют для врага свою привлекательность.