Дата публикации:
27 июн 2022 г.
Для путешествия по родному краю не нужны справки, визы и большие деньги. Кроме того, на Дону есть чему поразиться, в чем убедились участники байдарочного сплава, приуроченного ко Дню России.
2422
Выбор праздничных дней для путешествия объясняется просто – дополнительные выходные, которые позволили занятым людям принять участие в экспедиции. Для многих это уже стало традицией – в прошлом году «Наше время» писало об экологическом марш-броске, посвященном теме сохранения Дона. Нынешний сплав решили посвятить возможностям, которые дает главная река региона для оздоровительного и познавательного отдыха.
Перед началом путешествия решает выехать на высокий берег Дона в районе так называемых Раздорских склонов или гор. От смотровой площадки близ станицы Мелиховской открывается величественная панорама на донскую излучину. Она кажется практически бесконечной и теряется в бирюзовой дымке, которая постепенно переходит в край неба. Интересно, что с этой точки был виден весь будущий маршрут –пространство выглядело настолько впечатляющим, что невольно закралось сомнение в собственных силах: «Неужели мы всю эту дорогу пройдем?»
Старт от плотины Кочетовского гидроузла придал уверенности – если не своими силами, то с помощью батюшки Дона мы преодолеем все трудности. По субъективным ощущениям, воды в реке в этом году значительно больше – течение еще сохраняет остатки паводковой мощи. Байдарка - удивительное изобретение: ее хочется сравнить с гоночным болидом, по крайней мере, обтекаемый силуэт напоминает о скорости. За моторками, конечно, весельному судну не угнаться, но зато можно внимательно рассмотреть красоту берегов и кипящую около воды жизнь.
Уже первая ночевка под аккомпанемент соловьиных трелей восстановила душевный покой – в гармонии с природой продолжались и остальные дни экспедиции. Все участники отметили улучшение экологического состояния реки, о чем говорит хорошая рыбалка – в улове попалась даже небольшая стерлядь, которая была выпущена в воду. О свежем воздухе говорить не приходится – то, чем обделены жители больших городов на берегах Дона, им возвращается сторицей. Правда, нужно быть осторожным и не перегреться на солнышке – во время движения на байдарках стоит находиться в закрытой одежде, иначе не избежать болезненных ожогов.
Сама станица Раздорская долгое время была центром войска Донского, первое упоминание о ней относится к 1571 году. Напротив нее находится остров Поречный, на котором, вероятнее всего, и были основаны первые казачьи поселения. Ведь и запорожские казаки предпочитали в те грозные времена селиться на островах, например, знаменитой Хортице, которую воды Днепра делали естественной крепостью. С Раздорами связано имя покорителя Сибири Ермака, который по одной из версий родился на Дону. Так или иначе, а рядом со станицей до 30-х годов прошлого века сохранялась «Ермакова роща», в которой атаман вместе с дружиной делал струги для своих походов.
Одним из знаменитых жителей станицы Раздорской был профессор Южного федерального университета Владимир Фоменко, который написал о своей малой родине такие душевные строки:
«Берег в бурых разрезах оврагов,
Небольшие полынные пастбища
Ветер с гор, как веселая брага
Самотеком по склонам на займище».
В каком-то смысле, поэт указал на еще одну уникальную особенность этих мест, ведь здесь растут одни из лучших сортов винограда.
Старожилы Ростова-на-Дону с удовольствием вспоминают, как прекрасно в жару утолял жажду стакан пухляковского вина, продававшегося на разлив. Его делали из автохтонного, то есть произведенного здесь, сорта винной ягоды, который постепенно завоевывает утраченные позиции. Этому способствует и государственная поддержка, направленная, в том числе, на развитие виноградных аборигенов Дона – сортов «красностоп золотовский», «кумшацкий белый», «мускат ладанный», «цимлянский черный», «плечистик», «сибирьковый» и, конечно, «пухляковский».
Кроме решения продовольственной программы, развитие виноградарства во всем мире становится частью винно-гастрономического туризма. Его лидерами считаются Франция, Италия и Испания, но почему бы Ростовской области в современных условиях не занять эту нишу? Кроме того, что такой туризм познавателен и вкусен, он еще и воспитывает культуру винопития. Впрочем, людские нравы облагораживаются после общения с природой, и это тоже один из выводов, которые можно сделать после такой экспедиции.
Наш маршрут завершился в уютном затоне близ станицы Мелиховской, который постепенно становится местом притяжения для туристов. Здесь базируется яхт-клуб, рыбаки могут хорошо порыбачить, любители экологического отдыха - пожить в деревянных избах, а романтические натуры насладиться прекрасными рассветами. Ну а те, кто участвовал в сплаве, в этом месте и моменте своей жизни ощутили грусть от того, что их поход заканчивается. Уже по дороге домой все строили планы на будущий сплав, и о том, какая идея могла бы лечь в основу будущего маршрута. Предлагаем присоединиться к этому обсуждению и всем читателям газеты «Наше время»!
Фото Анна ВЕРЕЩАГИНА
Люди идут по свету
Подготовка к экспедиции начинается задолго до ее старта – готовятся лодки, палатки и другое снаряжение, закупается провизия и обсуждается коллектив участников. Всегда поражает, сколько всего требуется людям, чтобы оторваться от цивилизации хотя бы на пару дней! Но вот многочисленные пожитки загружены в автобус, и все участники сплава отправляются к точке старта. Маршрут этого года проложен между станицами Кочетовская и Мелиховская, по территории Семикоракорского и Усть-Донецкого районов. Выбор этих мест руководитель похода Алексей Демченко объясняет просто: «Это самые красивые места на Дону».Перед началом путешествия решает выехать на высокий берег Дона в районе так называемых Раздорских склонов или гор. От смотровой площадки близ станицы Мелиховской открывается величественная панорама на донскую излучину. Она кажется практически бесконечной и теряется в бирюзовой дымке, которая постепенно переходит в край неба. Интересно, что с этой точки был виден весь будущий маршрут –пространство выглядело настолько впечатляющим, что невольно закралось сомнение в собственных силах: «Неужели мы всю эту дорогу пройдем?»
Старт от плотины Кочетовского гидроузла придал уверенности – если не своими силами, то с помощью батюшки Дона мы преодолеем все трудности. По субъективным ощущениям, воды в реке в этом году значительно больше – течение еще сохраняет остатки паводковой мощи. Байдарка - удивительное изобретение: ее хочется сравнить с гоночным болидом, по крайней мере, обтекаемый силуэт напоминает о скорости. За моторками, конечно, весельному судну не угнаться, но зато можно внимательно рассмотреть красоту берегов и кипящую около воды жизнь.
Уже первая ночевка под аккомпанемент соловьиных трелей восстановила душевный покой – в гармонии с природой продолжались и остальные дни экспедиции. Все участники отметили улучшение экологического состояния реки, о чем говорит хорошая рыбалка – в улове попалась даже небольшая стерлядь, которая была выпущена в воду. О свежем воздухе говорить не приходится – то, чем обделены жители больших городов на берегах Дона, им возвращается сторицей. Правда, нужно быть осторожным и не перегреться на солнышке – во время движения на байдарках стоит находиться в закрытой одежде, иначе не избежать болезненных ожогов.
Этнография и гастрономия
Особо стоит рассказать о Раздорских склонах, которые являются комплексным памятником природы. Его можно сравнить с Жигулевскими горами на Волге, хотя Раздорам присуща своя уникальность. Дон врезается в этот высокий берег, усиливая свой напор, но ему противостоит не менее могучая стихия. Как и положено горам, они величественны, но не суровы, а скорее живописны из-за поросших степным разнотравьем и байрачными лесами склонов. Некоторые из местных растений и животных занесены в Красную книгу Ростовской области.Сама станица Раздорская долгое время была центром войска Донского, первое упоминание о ней относится к 1571 году. Напротив нее находится остров Поречный, на котором, вероятнее всего, и были основаны первые казачьи поселения. Ведь и запорожские казаки предпочитали в те грозные времена селиться на островах, например, знаменитой Хортице, которую воды Днепра делали естественной крепостью. С Раздорами связано имя покорителя Сибири Ермака, который по одной из версий родился на Дону. Так или иначе, а рядом со станицей до 30-х годов прошлого века сохранялась «Ермакова роща», в которой атаман вместе с дружиной делал струги для своих походов.
Одним из знаменитых жителей станицы Раздорской был профессор Южного федерального университета Владимир Фоменко, который написал о своей малой родине такие душевные строки:
«Берег в бурых разрезах оврагов,
Небольшие полынные пастбища
Ветер с гор, как веселая брага
Самотеком по склонам на займище».
В каком-то смысле, поэт указал на еще одну уникальную особенность этих мест, ведь здесь растут одни из лучших сортов винограда.
Старожилы Ростова-на-Дону с удовольствием вспоминают, как прекрасно в жару утолял жажду стакан пухляковского вина, продававшегося на разлив. Его делали из автохтонного, то есть произведенного здесь, сорта винной ягоды, который постепенно завоевывает утраченные позиции. Этому способствует и государственная поддержка, направленная, в том числе, на развитие виноградных аборигенов Дона – сортов «красностоп золотовский», «кумшацкий белый», «мускат ладанный», «цимлянский черный», «плечистик», «сибирьковый» и, конечно, «пухляковский».
Кроме решения продовольственной программы, развитие виноградарства во всем мире становится частью винно-гастрономического туризма. Его лидерами считаются Франция, Италия и Испания, но почему бы Ростовской области в современных условиях не занять эту нишу? Кроме того, что такой туризм познавателен и вкусен, он еще и воспитывает культуру винопития. Впрочем, людские нравы облагораживаются после общения с природой, и это тоже один из выводов, которые можно сделать после такой экспедиции.
Подводя итоги
Участникам экспедиции было приятно убедиться, что Дон не только рекреационная зона, берега которого, заполнены отдыхающими. Река работает, с определенной регулярностью пронося мимо вас громадины кораблей типа «река-море». В целом, все оценили донскую навигацию этого года как активную, правда, крупных пассажирских судов за время нашего плавания встретить не удалось. Зато маломерные суда – от моторных лодок до речных трамвайчиков - снуют по воде очень активно. Такие типично морские развлечения как «вейк-борды» или гидроциклы уже стали на реке своими.Наш маршрут завершился в уютном затоне близ станицы Мелиховской, который постепенно становится местом притяжения для туристов. Здесь базируется яхт-клуб, рыбаки могут хорошо порыбачить, любители экологического отдыха - пожить в деревянных избах, а романтические натуры насладиться прекрасными рассветами. Ну а те, кто участвовал в сплаве, в этом месте и моменте своей жизни ощутили грусть от того, что их поход заканчивается. Уже по дороге домой все строили планы на будущий сплав, и о том, какая идея могла бы лечь в основу будущего маршрута. Предлагаем присоединиться к этому обсуждению и всем читателям газеты «Наше время»!
Фото Анна ВЕРЕЩАГИНА