Сегодня, наверное, уже мало кто помнит, что лозунг «Течет вода Кубань-реки, куда велят большевики» был в советские времена отнюдь не неудачной шуткой, а вполне реальной задачей, над которой работали ученые. Самые мудрые из них, правда, предупреждали: не трогайте реки, с природой не шутят. Но кто их слушал в те годы, когда человек считал себя хозяином природы? Эксперименты привели к тому, что малые реки исчезли.
Ведь нельзя назвать рекой болотистую пойму, заросшую тростником, где течение воды простым глазом не разглядеть. Где те малые речки, которые прежде так радовали и старых, и малых? В них не переводилась рыба, плескались мальчишки, плавали гуси, работали водяные мельницы. По ним скользили легкие суда, груженные мешками с мукой, корзинами с рыбой, сезонными фруктами и овощами. Поспрашивайте у тех, кто постарше, они расскажут, что все это было.
Закончилось все в хрущевские времена. Никита Сергеевич был великим новатором и памятен не только экспериментами с кукурузой. Мелиорация засушливых земель тоже его детище. Тогда и были понастроены практически на каждой малой реке многочисленные ГТС гидротехнические сооружения, а проще плотины, позволяющие накапливать в прудах воду для полива. В прошлое канули агротехнические приемы, популярные
В какой район ни приедешь обязательно увидишь на местной реке «памятник хозяину природы» ГТС, а ниже там, где должна продолжаться река, болото с тростником, в которое превратились русла прежде веселых речек. Вместе с ними уничтожены и места нереста многих исконно донских видов рыб, которых сегодня, если где и встретишь, то разве что в Красной книге
Казалось бы, ситуацию должна исправить программа по расчистке малых рек. Ежегодно для этих работ из бюджета области выделяются сотни миллионов рублей. В прошлом, например, 144 млн., в нынешнем 220 млн. Деньги осваиваются из года в год. Земснаряд старательно вычерпывает ил, обозначается глубокая канава, символизирующая новое русло. Дело сделано? Но без тока воды, без половодья, способного промыть русло, уже через
Не раз приходилось слышать от глав многих районов, что ГТС давно не нужны и существуют лишь как часть пейзажа, не принося никакой пользы. Есть, конечно, и такие пруды, которые
Казалось бы, вывод очевиден такие ГТС стоит ликвидировать. Но нет! Им упорно пытаются подыскать нового владельца, который бы ремонтировал и содержал в порядке сооружения, надобность в которых
Значит, мы так и будем двигаться по инерции, заданной более полувека назад, из года в год, закапывая в болото сотни миллионов рублей? И неужели лишь политическое решение способно изменить ситуацию?