• Спецоперация на Украине
  • Наша победа
  • Спасти газету
2 дек 2023 г.
  • Рубрики
    • Новости
    • Точка зрения
    • Политика
    • Экономика
    • Происшествия
    • Общество
    • Здравоохранение
    • Экология
    • Наука и образование
    • Культура
    • Спорт
    • Туризм
    • Фоторепортаж
    • Видео
    • После публикации
    • Рады помочь
    • Законодательные акты
  • Все публикации
  • Картина дня
  • Новости
  • Проекты
  • Собеседник
  • Мне нужна мама
Search
Search
  • Главная
  • Все публикации
  • Точка зрения
  • Учебник для Буратино

Учебник для Буратино

Дата публикации: 5 сен 2012 г.

У друзей недавно возникла интересная ситуация. Сыну в школе выдали бесплатные учебники, но одного не хватило.

Евгений Гаркушев
Евгений Гаркушев
982

Молодой папа безропотно отправился в магазин, где ему нужную книгу продали за двести рублей. Хотя, в общем-то, средняя цена на книги сейчас находится примерно в этих пределах, отец осознал, сколько стоят все учебники его ребенка, и почувствовал себя папой Карло, покупающим азбуку для Буратино, продавая последнее имущество. До этого были куплены дидактические материалы — тонкая тетрадь за сто с лишним рублей…

Неплохо представляя систему ценообразования на книжном рынке, я решил разобраться в вопросе. Почему учебники дороги? Почему их не хватает? Кто получает сверхприбыли от их продажи?

В каждой возрастной категории (по классам) во всей России учится больше миллиона человек. То есть школьные учебники — это, прежде всего, огромные тиражи. Именно поэтому их себестоимость должна быть низкой. Меньше накладных расходов — покупатель, по сути, должен платить только за бумагу и услуги типографии — ведь оплата труда авторов, редакторов, корректоров, верстальщиков разбрасывается на большое количество покупателей. Более того, некоторые учебники практически каждый год переиздаются, а переиздать книгу намного дешевле, чем сделать ее заново.

Однако же указанные в выходных данных тиражи меня удивили. Учебник по ОБЖ — пятнадцать тысяч экземпляров. Дополнительный тираж «Обществознания» — десять тысяч экземпляров. Только география оказалась сравнительно высокотиражной — восемьдесят тысяч экземпляров. Но на фоне более миллиона учеников в каждом классе в целом по стране — все равно мало! Откуда такие цифры тиражей? Интересно…

Я задал вопрос в профильном и очень популярном интернет-сообществе о механизме формирования цены именно на учебники. И обычно многословная и всезнающая интернет-аудитория смогла рассказать не слишком много. О том, что в бизнесе крутятся огромные деньги, и некоторое время назад в известном издательстве, специализирующемся на учебниках, происходили массовые отстрелы менеджмента. Сейчас отстрелы, к счастью, прекратились, а вот подозрения в «распилах» и «откатах» у значительной части граждан остались.

Помимо прочего, мне сообщили, что учебники должны выделяться бесплатно, и стоит обращаться в прокуратуру, если какой-то книги вдруг не хватило. Такой совет я отцу ученика давать не стал: привлекать прокурорскую проверку в школу, где учится твой ребенок, из-за одной книги вряд ли лучший способ построить взаимоотношения чада с педколлективом и администрацией школы.

Однако вернемся к цене на учебники. Свои деньги покупатели платят неохотно, а бюджетные вроде бы почти ничьи. Запланировали, перечислили, получили. Свою цену не вставишь, все должно регулироваться «наверху». Да и странно было бы для отдельной школы торговаться из-за учебников и их цены с издательством.

А вот на государственном или даже на областном уровне разобраться, как формируется цена на учебники и рассказать об этом заинтересованным лицам, наверное, стоит.

Если механизм ценообразования удастся отладить, сделать справедливым, то, наверное, и программа не станет меняться каждые два года (авторы ведь борются за гонорар, кто победил, того и учебник, а лучше он, хуже — вопрос второй), и книги с большим тиражом будут стоить меньше, чем книги с маленьким тиражом (закон рынка). Тендеры, как пояснили знающие люди, проводятся и сейчас, только ведь тендер далеко не всегда эффективен.

Демократия — это отлично, возможность выбирать программу для обучения — прекрасно. Но нельзя ли ограничить программы (и, соответственно, комплекты учебников), скажем, до пяти, и менять их не чаще, чем раз в пять лет? Перфекционизм не всегда хорош, даже когда речь идет о самом дорогом — о детях. Потому что хотим-то мы сделать, конечно, «как лучше», а получается очень часто «как всегда».

Учился ведь весь Советский Союз по одному букварю. И ничего, атомную бомбу создали, Гагарина в космос запустили…
Распечатать
Подпишитесь на нас в:
Google Yandex
Поделиться:
Сообщить об ошибке

Сообщение об ошибке

*
*
Смотрите также
Ещё
Loading...
Наше время
Точка зрения
Зона всех рассудит? Проект объединенной охранной зоны Ростова должны утвердить еще до конца года
Зона всех рассудит? Проект объединенной охранной зоны Ростова должны утвердить еще до конца года

Документ находится в высокой степени готовности. По окончании всех необходимых экспертиз о...

Подробнее
Loading...
Районы
Архив
←
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Loading...
Loading...
Loading...
Наши партнеры
Ростов без наркотиков Журналист Крестьянин АРС-ПРЕСС Дон ТР
  • © АНО «Редакция газеты «Наше время» (2000–2023)
  • Сетевое издание «НВ газета» зарегистрировано в Роскомнадзоре - свидетельство Эл № ФС77-62951 от 04 сентября 2015 г. В запись о регистрации СМИ внесены изменения  в связи со сменой учредителя 22 августа 2023 г.
  • Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77-85684.
  • Юридический адрес: 344068, г. Ростов-на-Дону, пер. 4-й Автосборочный, 1.
  • Фактический адрес: 344006, г. Ростов-на-Дону, пр. Соколова, 18.
  • Главный редактор - Вера Николаевна Южанская
  • Учредитель: АНО «Редакция газеты «Наше время»
  • Справка: +7 (863) 250-90-91, ntime@rostel.ru

Разработка сайта: INTEGRANTA

  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • О газете
  • Авторы

Разработка сайта: INTEGRANTA