
У друзей недавно возникла интересная ситуация. Сыну в школе выдали бесплатные учебники, но одного не хватило.
Молодой папа безропотно отправился в магазин, где ему нужную книгу продали за двести рублей. Хотя,
Неплохо представляя систему ценообразования на книжном рынке, я решил разобраться в вопросе. Почему учебники дороги? Почему их не хватает? Кто получает сверхприбыли от их продажи?
В каждой возрастной категории (по классам) во всей России учится больше миллиона человек. То есть школьные учебники это, прежде всего, огромные тиражи. Именно поэтому их себестоимость должна быть низкой. Меньше накладных расходов покупатель, по сути, должен платить только за бумагу и услуги типографии ведь оплата труда авторов, редакторов, корректоров, верстальщиков разбрасывается на большое количество покупателей. Более того, некоторые учебники практически каждый год переиздаются, а переиздать книгу намного дешевле, чем сделать ее заново.
Однако же указанные в выходных данных тиражи меня удивили. Учебник по ОБЖ пятнадцать тысяч экземпляров. Дополнительный тираж «Обществознания» десять тысяч экземпляров. Только география оказалась сравнительно высокотиражной восемьдесят тысяч экземпляров. Но на фоне более миллиона учеников в каждом классе в целом по стране все равно мало! Откуда такие цифры тиражей? Интересно
Я задал вопрос в профильном и очень популярном
Помимо прочего, мне сообщили, что учебники должны выделяться бесплатно, и стоит обращаться в прокуратуру, если
Однако вернемся к цене на учебники. Свои деньги покупатели платят неохотно, а бюджетные вроде бы почти ничьи. Запланировали, перечислили, получили. Свою цену не вставишь, все должно регулироваться «наверху». Да и странно было бы для отдельной школы торговаться
А вот на государственном или даже на областном уровне разобраться, как формируется цена на учебники и рассказать об этом заинтересованным лицам, наверное, стоит.
Если механизм ценообразования удастся отладить, сделать справедливым, то, наверное, и программа не станет меняться каждые два года (авторы ведь борются за гонорар, кто победил, того и учебник, а лучше он, хуже вопрос второй), и книги с большим тиражом будут стоить меньше, чем книги с маленьким тиражом (закон рынка). Тендеры, как пояснили знающие люди, проводятся и сейчас, только ведь тендер далеко не всегда эффективен.
Демократия это отлично, возможность выбирать программу для обучения прекрасно. Но нельзя ли ограничить программы (и, соответственно, комплекты учебников), скажем, до пяти, и менять их не чаще, чем раз в пять лет? Перфекционизм не всегда хорош, даже когда речь идет о самом дорогом о детях. Потому

