В Таганроге повысили цены на проезд в общественном транспорте. За поездку в трамвае и троллейбусе теперь нужно платить 16 рублей, за проезд в автобусах малой вместимости – 18 рублей. Аргументы, как обычно, не подлежат оспариванию: цены на топливо и электричество выросли, да и в других городах, например, в Ростове-на-Дону, общественный транспорт стоит дороже. Кроме того, цены на проезд в Таганроге не повышали целых два года.

«Привыкнем, куда деваться!» – прокомментировала новый виток транспортной инфляции одна из таганрогских газет. И даже непонятно, чего в этой фразе больше – оптимизма или безысходности. Действительно: мы уже привыкли к тому, что цена на все, что угодно, – это показатель, который имеет одно-единственное устойчивое свойство – всегда расти и никогда не снижаться. И, в общем, уже не возникает вопрос: а почему так происходит, какие глубинные основания у этого процесса? Вопросов нет потому, что на них давно уже нет вразумительных ответов как от власти, которая повышение цен поддерживает и утверждает, так и от тех же перевозчиков в Таганроге.

Но если бы можно было заглянуть в душу таганрогского пассажира, там обязательно обнаружится раздражение и скрытое непонимание. Да и как, скажите, рядовой гражданин может быть удовлетворен тем, что из него тянут и тянут дополнительные деньги все, кому не лень? И при этом уверяют, что, дескать, затраты растут, концы с концами сводить не удается в экономике транспортных предприятий. Раздражает то, что все это только слова, не подтвержденные реальными, опубликованными для общественного ознакомления экономическими расчетами. Но и отчетов мало. Хотелось бы, наверное, и авторитетную, независимую оценку экспертов получить про обоснованность тех же тарифов на пассажирские перевозки.

Вот если бы меня спросили, какие экономические данные я хотел бы увидеть, причем опубликованными для всеобщего обозрения, я бы ответил: огласите, пожалуйста, какие зарплаты получают руководители тех же транспортных компаний в Таганроге, какая у них есть собственность, недвижимость, сколько автобусов находится в их личном владении. Еще бы я захотел узнать точную цифру годовых затрат тех же транспортных предприятий, причем затрат, подтвержденных официальными документами. Неплохо было бы мне как плательщику в транспорте получить сведения, сколько налогов в городскую казну заплатили предприятия, занимающиеся в Таганроге пассажирскими перевозками, и заодно – сколько налогов заплатили их владельцы и руководители. Ну и самое главное: сколько все-таки ежедневно выручает денег каждая компания перевозчиков в Таганроге. И по каким документам можно эту цифру реально проверить.

Вот когда мне как рядовому пассажиру все эти данные будут предоставлены на страницах прессы, да еще с приложением различных оценочных мнений специалистов из сферы пассажирских перевозок, тогда я сяду на досуге, все сам посчитаю, и решу: доверять мне или не доверять аргументам в пользу повышения той же цены на проезд. Вы скажете: ну и что? Узнаешь ты все эти цифры и факты, но изменить все равно ничего не сможешь. Да как сказать… Перемены-то, они в головах начинаются. Уже само по себе ясное понимание того, какая эквилибристика происходит у нас в сфере ценообразования, дорогого стоит. Лучше быть зрячим, чем слепым, и тот, кто предупрежден, тот вооружен. Представляете, как изменится жизнь в том же Таганроге, если все пассажиры будут реально понимать, за какое такое удовольствие с них теперь на два рубля больше в общественном транспорте берут?