
Итак, свершилось! То, о чем когда-то говорили большевики и не раз повторяла газета «Наше время», произошло. На этой неделе и на наших, можно сказать, глазах городская дума Ростова приняла решение о запрете строительства в центре города домов выше четырех-пяти этажей.
– Мы достаточно долго прорабатывали вопросы ограничения этажности и плотности застройки. Больше полугода. С администрацией и департаментом архитектуры рассматривали их очень внимательно, вплоть до каждого участка… – пояснил председатель постоянной комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и землепользованию гордумы Сергей Ковалев.
Тут, пожалуй, следует добавить, что подобное решение – не первое. У многих, наверное, еще на памяти запрет, введенный «отцами города» несколько лет назад под давлением областных властей. И что? За это время центр Ростова успел «украситься» всевозможными «белыми ангелами», «адмиралами», «шератонами» и прочим архитектурным ужасом. Построенные в нарушение всех пространственных норм и правил, они уже почти перекрыли панораму центра Ростова, заслонив собой наши скромные архитектурные шедевры. Кстати, именно со строительства на набережной жилого комплекса «Адмирал» и начался в Ростове очередной акт ростовского архитектурного волюнтаризма. Принятое было решение о запрете тихо отменили, и бездарные стекляшки и прочая «элитная» дребедень устремилась царапать ростовское небо по принципу «когда нельзя, но очень хочется, то можно».
История же с «Адмиралом» более чем поучительна. Застройщик поначалу заявил одну этажность, потом аппетиты выросли – и заявили другую, повыше и пошире. Народ повозмущался, но гордума разрешила строить в центре дома любой этажности. Точечная застройка в очередной раз отпраздновала победу. А точнее говоря, победили чьи-то чисто конкретные интересы. Принцип «ищи, кому выгодно» в очередной раз доказал свою универсальность. И теперь сама собой закрадывается крамольная мысль: не стоит ли за нынешним смелым и прогрессивным решением опять чья-то выгода? Пусть и другой «группы товарищей», но ведь лоббирование из нашей жизни никуда не делось...
Так или иначе, а теперь запрещено застраивать всю площадь участков: часть территории следует оставлять под озеленение и автопарковки. Как того требуют СНиПы. И вновь возводимое здание должно занимать не более 40 % общей площади земельного участка, отведенного под строительство. В случае реконструкции эта доля может быть увеличена. Но не более чем до 60 %. При таких требованиях с этажностью не разгонишься. Ведь чем выше здание, тем большую площадь занимает стройплощадка. Вот и получается, что при соблюдении вновь введенных и, надо сказать, вполне разумных требований высота домов не сможет превышать 4-5 этажей.
По словам С. Ковалева, за соблюдением норм будут строго следить прокуратура и следственные органы. А нарушителей ждет наказание. Как минимум им могут отменить ранее выданное разрешение на строительство. Последнее, наверное, могло бы исторгнуть ликующие клики, скажем, у противников реализации скандально известного проекта строительства 22-этажной громадины на тесном пятачке площади Ленина. Но не исторгнет уже хотя бы потому, что площадь Ленина в пределы исторического центра Ростова не включена. И против этого памятника самоуправства прошлой команды администрации города бессильна даже областная власть. Что не далее, как вчера признал сам спикер донского парламента Александр Ищенко:
– Как ростовчанин, я, конечно, решительно против такого строительства. Но как законодатель не могу не понимать, что в вопросе, регулируемом федеральными нормами, противостоять тому, что уже было проведено через все инстанции прежними городскими властями, очень трудно…
И то сказать: в ситуации, когда на кону стоят миллиардные суммы, мало какие запреты подействуют. Да и не ввести их так просто, за здорово живешь – сколь строгими ни будут принимаемые решения…
У народа попроще последнее решение ростовской думы вызвало реакцию, которую можно охарактеризовать одним словом: «Поздно!». Парад уродливых небоскребов, китайских стен, стеклянных недостроев в южной столице уже состоялся. И куда девать теперь всю это красоту, никто не знает. К тому же никто не уверен, что последнее решение сможет эффективно покончить с самозабвенным уродованием миллионного города...

