Донская столица сейчас переживает настоящий бум – редко какой российский мегаполис может в наши дни сравниться с Ростовом по количеству новых памятников, скульптурных композиций, памятных знаков и мемориальных досок. 

Несколько таких событий было приурочено к светлому дню Великой Победы. До конца года появится еще ряд новых творений скульпторов. Такое почитание донской истории, знаковых событий и заслуженных людей не может не радовать. Однако член Академии русской символики и творческого союза профессиональных художников Николай Шевкунов, автор памятника бойцам НКВД, открытого на майские праздники в пределах нынешней территории зоопарка (в годы войны фашисты расстреляли там раненых бойцов и командиров), не скрывает огорчения. Грустно, говорит, что на церемонии открытия не вспомнили тех, кто был причастен к появлению памятника, – фирму «Родос», специалисты которой провели отделочные работы с камнем, мастерскую художественного литья Андрея Дементьева, где изготовили накладные элементы, и самого скульптора. Хотя Шевкунов на открытии памятника был.

Не раз приходилось бывать мне в последнее время на таких церемониях. И далеко не на каждой почему-то вспоминали автора или творческие группы, которые разрабатывали проект, создавали памятник или памятный знак.

Стесняемся прилюдно благодарить создателей? 

Воспринимаем их как некий «обслуживающий персонал»?

А ведь с ними, авторами, дружить надо: они в случае отступления от утвержденного проекта, нарушения их прав и ущемления интеллектуальной собственности даже могут запретить (закон им это позволяет) открытие памятника! 

Спрашивали согласие у авторов или нет, когда раскрашивали звезду на памятном знаке, что на площади 5-го Донского казачьего кавалерийского корпуса? Когда поворачивали ствол танка, что на постаменте на площади Химиков? Когда вносили дополнения в авторскую концепцию стелы «Ростов – город воинской славы»? Когда развешивали фонарики на комбайне, установленном на постаменте в Первомайском районе? 

С авторами, их правами мало считаются и представители туриндустрии – без разрешения скульпторов тиражируют чужие интеллектуальные творения во всевозможных справочниках, путеводителях, буклетах, на сувенирной продукции. В последнее время юридическая практика в этой сфере, правда, ужесточается – закон гарантирует  защиту авторских и смежных прав. 

Забыли скульптора? Может и засудить…