Читала интервью с ростовской выпускницей Аликой Осадчей, единственной в этом году в России набравшей 400 баллов на ЕГЭ по четырем предметам. Поймала себя на мысли, что почти те же слова слышала от другой ростовской выпускницы – Марии Кожевниковой, в 2018 году тоже весьма успешно сдавшей единый госэкзамен (290 баллов по трем предметам). Обе девушки признались, что добиться успеха им помогли исключительное трудолюбие, соблюдение режима, расстановка приоритетов и правильное распределение сил.

Обе не брали уроки у репетиторов. Считали, что вся необходимая информация есть в школьной программе. Помимо учебы, обязательно занимались чем-то в свое удовольствие, в том числе и спортом, причем активным. Он позволяет переключить внимание и укрепить здоровье.

Мария и Алика – коммуникабельные, в хороших отношениях со сверстниками и родителями. Родные оказались для девушек теми людьми, которые всегда поддерживают, а не теми, кому хочется идти наперекор, как иногда говорят некоторые подростки.

Нужно было учить – и девушки учили, появлялась возможность отдохнуть – они не тратили время в соцсетях или за гаджетами: спали, пекли любимые тортики, играли в теннис, путешествовали, читали... В общем, секрет успеха оказался совсем не новым: выпускницы четко шли к намеченной цели, правильно распределяя силы и время, и их поддерживали близкие. А не увязнуть в работе им помог старый как мир способ: хочешь отдохнуть – смени вид деятельности.

И вот здесь я вспомнила героиню еще одного своего материала Марину Бердник. Психолог и кинолог в одном лице, сегодня она занимается с детьми-инвалидами. Некоторые из ее воспитанников имеют довольно тяжелые нарушения, большие проблемы с внешним миром, учебой. Марина и ее коллеги – сотрудники волгодонского центра дополнительного образования «Радуга» – иногда находят способы, чтобы начали говорить неговорящие  воспитанники, читать те, кто не хотел учить даже буквы. Сегодня некоторые воспитанники центра, которые в принципе отказывались общаться и бойкотировали учебу, хорошо окончили школу, работают, общаются с людьми, достигают успехов (речь здесь не только об инвалидах). И хотя заслуга педагогов в этих достижениях, разумеется, велика, Марина Бердник отмечает: ни одного ребенка, в том числе с тяжелыми ментальными нарушениями, нельзя научить или приучить к чему бы то ни было, если он этого не захочет сам. Здесь нужно искать подход.

Иногда это не получается сделать сразу. Приходится пробовать снова и снова, играть, общаться, рисовать – искать ниточки для  связи. Счастье, если они, эти ниточки, найдены – на них зиждятся все дальнейшие возможные достижения. Но еще очень важно, чтобы эти  связи не были упущены. А вот здесь большую роль уже играют родители. Не поддержи они детские начинания и успехи дома, и старания педагогов пойдут прахом.

И ведь что еще интересно, в арсенале сотрудников «Радуги» нет каких-то хитроумных методик. В основе – попытка понять ребенка, найти контакт, ну а дальше – выстраивать возможные пути к успеху. Эти пути каждый раз разные. Но строятся они всегда на большом трудолюбии, причем и педагогов, и детей, и родителей, на системности занятий, терпении, взаимной поддержке – в общем, на всем том, что помогает достигать высот и детям без особенностей развития. 

Как это, казалось бы, просто, отметили мы в разговоре с Мариной. И как этого не хватает сегодня в семьях, в школах. Причины на то разные, а результат один: дети, которые не чувствуют искреннего понимания и поддержки со стороны взрослых, никогда не станут такими счастливыми и успешными, как могли бы.