Пока вокруг вершатся великие дела, в нашу жизнь незаметно вернулось подзабытое уже слово «монетизация». Прозвучав негромко в один из декабрьских дней, оно к концу февраля оказалось отлитым в чеканные формулировки областного закона.
Закон этот предусматривает замену бесплатного проезда по территории области ветеранов труда и Вооруженных сил, а также ряда других категорий граждан ежемесячной выплатой в размере 1000 рублей – на транспортные расходы. Означенную сумму предполагается ежегодно индексировать.
Тема, надо сказать, не новая. Но если в 2016 году, когда была предпринята первая попытка монетизировать транспортные льготы, от этой затеи пришлось отказаться еще на этапе ее обсуждения – стоит отметить, весьма бурного – то в этот раз все поначалу прошло на диво гладко. То ли ветеранская общественность приняла предложенную монетизацию за этакую тысячерублевую прибавку к пенсии, то ли обсуждение готовящегося закона с ветеранами провели чисто формально – если вообще таковое проводилось. Только особого резонанса готовящаяся новация с монетизацией на этапе подготовки и принятия не вызвала. То, что тысячерублевой выплаты хватит лишь на неделю поездок на работу и обратно, никто вроде как и не заметил.
И лишь после того, как областной закон был принят и должен был с 1 апреля вступить в действие, пошла волна. Зазвонили телефоны в редакциях СМИ и депутатских кабинетах, поступили обращения к губернатору. Люди увидели мизерность предложенных им компенсаций. Итогом стало обсуждение, спонтанно вспыхнувшее на последнем внеочередном заседании Законодательного собрания. После обращения одной из пожилых ростовчанок к губернатору народные избранники словно прозрели и потребовали объяснений.
И надо сказать, объяснения эти звучали не слишком убедительно. Так, министр труда и социального развития области Елена Елисеева сочла возвращение к прежней системе льгот невозможным по причине отсутствия в общественном транспорте должного количества валидаторов - устройств для проведения и учета безналичных платежей. Но, спрашивается, что мешало решить эту проблему в прошлые годы, когда на транспорте одну за другой меняли версии этих устройств? Сколько денег на тех экспериментах улетело на ветер и утекло в никуда?
Не выдерживают критики и сетования отдельных депутатов на бедственное положение местных перевозчиков. Не потому ли оно такое бедственное, что привыкли АТП жить в тепличных условиях, при полном отсутствии конкуренции, исключающем любое развитие? На все экономические превратности привыкли реагировать лишь требованиями поднять тариф. Вот и сейчас тоже требуют… Едва ли их судьбу способен исправить отказ ветеранам в бесплатном проезде.
Но надо отдать должное депутатам: большинство их на проблему взглянули трезво. И поддержали своего коллегу Адама Батажева, который, в свою очередь, сослался на губернатора и предложил сохранить за людьми право выбора: деньги или льготы.
Резон более чем логичный, и непонятно, почему на него никак не отреагировала рабочая группа, которую в ходе обсуждения образовали парламентарии. Результатом ее деятельности стало как раз отсутствие всякого результата. Все доводы «против» были проигнорированы.
Однако стоит взять в руки калькулятор, как отсутствие фундамента у такой железобетонной позиции становится очевидным. В самом деле: что может получить бюджет от монетизации ветеранских льгот, если ее распространить на всю страну? Ветеранов труда и приравненных к ним в России сегодня – не более 10 миллионов человек. И это с большой натяжкой. То есть где-то четверть от всего числа пенсионеров. Пусть даже половина из них работает. Хотя, скорее всего, работает только треть. То есть три миллиона – тоже с натяжкой.
И ежедневно на проезд каждого из этих трех миллионов только на работу и обратно из бюджета тратилось в среднем 70 рублей. Значит, в месяц эта сумма слегка превышала полторы тысячи рублей на человека. Сегодня этому человеку компенсируют только тысячу рублей. Разница в пятьсот рублей, таким образом, и составит экономию бюджета. В пересчете на всех ветеранов труда это будет полтора-два миллиарда рублей. Таков выигрыш в масштабе федерального бюджета. Для бюджета регионального получается сумма еще менее значимая.
В то же время стало уже общим местом указывать на никак не поддающееся уменьшению число чиновников. Их в России на 10 тыс. населения - не меньше сотни. И регулярные попытки снижения этой пропорции почему-то приводят лишь к росту совокупных расходов на оплату чиновничьих трудов.
На раздутость бюджетной сети даже в сравнении с советским периодом уже не раз сетовал министр финансов Силуанов. Несмотря на регулярные кампании по сокращению штатов госслужащих, годовой рост совокупных расходов на бюрократию, по разным данным, достигает 30 %. И сегодня, по самым мягким прикидкам, эти расходы перевалили за 800 млрд рублей. А то и к триллиону подбираются. А ведь именно триллион или около того сегодня требуется затратить и на пенсионное обеспечение граждан.
Стоит приблизить число наших слуг хотя бы к уровню какой-нибудь Австралии или слегка уменьшить их жалованье, как в бюджете сохранятся сотни миллиардов рублей. Да, счет идет на многие миллиарды, а не на какие-то ветеранские миллионы и сотни тысяч. А если вспомнить еще о плоской шкале налогов, сделавшей в свое время богатых еще богаче, а бедняков беднее, то налицо еще один резерв пополнения бюджета. Было бы желание…
Вот только бурлаками, которые потянут – и вытянут! – бюджетную баржу, опять все равно становятся ветераны.