27 октября – День плюшевого мишки
Спасибо, Тедди
Помните стишок Агнии Барто:
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу,
Потому что он хороший.
Понятно, речь идёт не о настоящем медведе, а о плюшевом. Такие набитые ватой и опилками медвежата были в детстве у многих из нас. У меня, правда, медведя заменяла плюшевая обезьянка, однако это уже экзотика. Куда привычнее для детишек были всё-таки косолапые друзья. Тем более именно медведь является символом русской нации, русского характера, русской души. Так что плюшевый ведмедик просто обязан был бы родиться на Руси.
Но родился вовсе не здесь. Не срослось. Игрушечный медвежонок – стопроцентный иностранец. И никакие символы тут ни при чём. Хотя без тайн, загадок и обманок в нашей истории не обошлось.
Одна из самых популярных версий зарождения «плюшевого праздника» связана с двадцать шестым президентом США Теодором Рузвельтом, который занимал этот высокий пост на рубеже XIX–XX веков. Рассказывают, что в 1902 году президент решил посетить Луизиану и Миссисипи – у них к тому времени вспыхнул горячий спор по поводу границы, разделявшей эти штаты. В России обычно такие споры возникают между соседями по дачам: в чью сторону сдвинуть забор? Президенту предстояло эту свару прекратить.
А пока суд да дело, 14 ноября Рузвельту предложили поохотиться на медведей в окрестных лесах. Охота, однако, как-то не задалась: ни один медведь под руку Теодору так и не попался. Но в конце концов егеря всё же всей командой смогли загнать американского чёрного медведя, затравить его собаками и привязать к иве. Затем президенту предложили дострелить животное и взять как трофей. Рузвельт возмутился, заявил, что это «неспортивно», однако приказал пристрелить зверя, чтобы не мучился.
Журналисты, которые сопровождали главу страны, рассказали об этой истории карикатуристу Клиффорду Бэрриману, а тот лёгким пером создал карикатуру «Проведение границы в Миссисипи», где были изображены президент США Теодор Рузвельт и маленький милый медвежонок в момент исторической охоты. Карикатура тут же (16 ноября) попала в газету «Вашингтон пост» и была перепечатана многими другими американскими изданиями. Правда, взрослый медведь превратился в медвежонка, а поступок президента его соотечественники сочли лицемерной выходкой лидера страны (ведь медведя всё же пристрелили, а Рузвельт выступил в роли Дуремара из фильма «Золотой ключик»: «А я тут ни при чём, совсем тут ни при чём!»).
Однако чуть позже историю с охотой несколько подчистили: в новой версии привязанным к дереву оказался медвежонок, которого по приказу Рузвельта отпустили на волю. В таком варианте президент оказывался милосердным и добродушным дядюшкой, проявившим благородство.
Именно эта умильная история растопила сердце Розы – жены эмигранта, выходца из Одессы Морриса Мичтома (Михаил Мишим). Моррис был владельцем свечной лавки в Бруклине. Но воодушевлённая Роза предложила супругу совсем другой бизнес: торговлю игрушечными медведиками.
Мичтом счёл идею женским чудачеством, но согласился попробовать: «Сшей – а там поглядим». Роза сделала медвежонка из обрезков ткани, с глазками-пуговками и набила опилками. Моррис выставил его в витрине и повесил рядом заметку с карикатурой, желая привлечь побольше клиентов в лавку. Подпись рядом гласила: «Медведь Теодора». К удивлению свечного предпринимателя, народ валом повалил в лавку за косолапой игрушкой. Заказов было так много, что супруги Мичтом в 1903 году открыли игрушечную компанию Ideal Novelty and Toy Co. Но на всякий случай обратились в Белый дом к президенту за разрешением использовать его имя. Рузвельт согласился: «…не совсем уверен, что использование моего имени принесёт успех производству плюшевых медвежат, но если вы так уж настаиваете, то пожалуйста, можете назвать его моим именем». И ведмедик стал называться не медведь Теодора, а просто мишка Тедди. Так его называют и до сих пор.
Кстати, сомнения президента были совершенно напрасными. Вскоре он сам стал заложником славы своего плюшевого тёзки. Говорят, что медведь Тедди стал для Рузвельта талисманом и помог ему победить на выборах во второй раз. И что уж совсем точно – свадьба дочери Рузвельта была декорирована как лес, гости были одеты в охотничьи костюмы, а столы украшали медвежата Тедди.
Предполагают, что именно плюшевые медведи понравились президенту настолько, что медведей в Штатах перестали истреблять, и если в 1980-х гг. в США насчитывалось около 160 000 экземпляров чёрного красавца, то теперь их около 750 000. Есть старая открытка, в центре которой – силуэт президента Рузвельта, по бокам – рожицы мишек и надпись: «Спасибо, Тедди».
Кстати, в следующем месяце Тедди празднует 120-летний юбилей.
Тётя Маргарет и роли-поли
Впрочем, другая версия возникновения плюшевого мишки вовсе не американская, а немецко-австрийская. Родиной плюшевого медвежонка называют городок Гейнген. Правда, ни на карте Австрии, ни на карте Германии мне его найти не удалось. Но вот швея Маргарет Штайфф – персонаж вполне реальный. Девушка была больна и прикована к инвалидному креслу, поэтому любимым занятием Маргарет было шитьё. В этом искусстве ей равных не было, несмотря на то что была частично парализована и едва могла шевелить левой рукой. Родители в 1880 году помогли дочери открыть мастерскую, которая вскоре переросла в семейный кукольный бизнес Steiff Company. Поначалу девушка шила зверушек из фетра, шерсти и плюша, набивая их стружкой и опилками. Особой популярностью пользовались медведи: их создавали, различая по цвету и внешнему виду соответственно различным породам. А в 1897 году появились первые меховые медвежата, позже мех заменили на более дешёвый плюш. Они двигали лапами и головой. Их Маргарет назвала роли-поли. Идею подал любимый племянник тётушки Маргарет – Рихард. Во время гастролей американского цирка шапито в 1902 году он увидел, как дрессированные медведи ходят на задних лапах и выделывают другие кунштюки. А что если и игрушечного мишку поставить на задние лапы? – предложил он тёте. До этого кукольные медведи стояли на четырёх. К тому же Рихард предложил, чтобы медвежата могли двигать задними и передними лапами. Маргарет засомневалась: подобные куклы будут стоить слишком дорого, многим это не по карману.
Однако племянник уговорил тётю создать такого косолапого друга по его наброскам (Рихард был художником) и выставить партию необычных мишек на Лейпцигской выставке игрушек 1903 года. Успех был ошеломительным! Некий американский коммерсант купил у Steiff Company сразу 300 медвежат, а годом позже на выставке в Сент-Луисе, где Маргарет и Рихард получили золотую медаль, – уже 12 000. Скорее всего, это как раз было связано с бумом вокруг медвежат Тедди, такое вот совпадение. Маргарет запатентовала бренд и двадцать три новых дизайна плюшевых медведей, в том числе танцующего мишку и дрессировщика медведей с плюшевым коричневым медвежонком. Вскоре игрушечные мягкие мишки продавались по всей Европе.
В течение первых четырёх лет Steiff Сompany выпускала ежегодно по 975 000 штук плюшевых мишек. В 1930-е годы, после удешевления часовых механизмов, медвежата стали первыми заводными игрушками. А в 1956 году плюшевый мишка стал также первой массовой говорящей игрушкой. К слову: плюшевые косолапики тётушки Маргарет отличались от мишек Тедди тем, что на ушко им пришивалась пуговка с фирменным оттиском компании.
Говорят, именно один из таких красавцев приглянулся мальчугану Кристоферу Милну. А его отец Роберт в 1926 году придумал о Тедди замечательную историю, дав медвежонку имя Винни Пух…
Царевич и казак Альфонсо
Но что это мы всё об америках да австриях? А как быть с плюшевой Русью? Неужто здесь не было своих игрушечных Тедди… прощения просим – конечно, Фёдоров (так это имя произносится на наш лад)? Да как не быть. Правда, лапки у них не двигались, как у их западных соплеменников. Простеньких зверушек (мишек, зайчиков, белочек) шили в подмосковном городке Хотьково монахини местного Покровского девичьего монастыря и продавали на ярмарке в соседнем Сергиевом посаде. Но зажиточные горожане предпочитали покупать заграничных медвежат.
«Теддимания» не обошла и царскую семью. В 1908 году великий князь Георгий Михайлович подарил своей четырехлетней дочери мохерового ярко-красного медвежонка. У двоюродного брата княжны царевича Алексея тоже был мишка той же фирмы «Штайфф» – из коричневого плюша. Нянька пошила для медвежонка казачью форму и дала ему имя Альфонсо. Через шесть лет княжна отправилась в Англию, в гости к своему кузену королю Георгу V, ещё не зная, что больше не вернется в Россию. Верного друга Альфонсо Ксения Георгиевна берегла до конца жизни. В 1965 году медвежонок перешёл по наследству к её дочери, а затем был продан на аукционе за 12 100 фунтов стерлингов. Купила его известная компания Teddy Bear of Witney. В 1990 году по предложению нового владельца мишки Яна Поута фирма «Штайфф» изготовила точную копию знаменитого Альфонсо. Партия из 5 тысяч экземпляров была мгновенно раскуплена.
Интересно, что даже в период гражданской войны на базе разорённого хотьковского монастыря была создана артель, которая продолжила выпуск мягких игрушек. До 1950-х годов плюшевые медвежата и другие мягкие игрушки выпускались такими же кустарными артелями. Шились игрушки по одинаковым выкройкам, созданным отличными художниками-профессионалами, среди которых особо выделялась Анастасия Изергина, дочь Николая Бартрама, коллекционера, основателя музея игрушки. Музей и по сей день работает в Сергиевом Посаде. Обидно: я столько раз был в этом городе, но о чудо-музее и слыхом не слыхивал.
Впрочем, в мире существует более 150 музеев плюшевых медведей, а коллекционеров насчитывается десятки тысяч. В России при Школе кукольного дизайна Светланы Воскресенской есть курс по изготовлению коллекционного медведя. Работы некоторых авторов выставляются ныне в престижных московских галереях. Русские авторские мишки вывозились на международные выставки.
Но у наших ребят и взрослых особой любовью пользуются три плюшевых медведя-«мушкетёра»: это олимпийский мишка – 2000, Умка и чудесный персонаж из мультсериала «Маша и Медведь».
Вот с ними мы и пора-пора-порадуемся на своём веку!