Православный мир встречает Рождество Христово
Господь в паспорте не нуждается
Вот и дожили мы до одного из самых светлых господских двунадесятых праздников православных христиан – Рождества Христова. То есть двенадцати важнейших после Пасхи торжеств, посвящённых событиям земной жизни Иисуса и Богородицы. Мы привыкли к простонародному названию этого праздника, хотя в церковной традиции звучит оно иначе, более развёрнуто - Рождество по пло́ти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Это указывает на то, что речь идёт не о простом младенце, а о телесном воплощении Бога.
Сегодня для христиан всех конфессий вполне естественно радостно отмечать рождение Сына Божия. А между тем восточные христиане до IV века Рождество не отмечали. Они переняли от иудейской традиции ветхозаветный взгляд на день рождения как на день начала страданий, а потому считали весёлое празднование такого печального события подражанием язычникам. Ранние последователи веры Христовой почитали ежегодно страдания и смерть Спасителя (Пасху) и Его воскресение. Что касается Римской церкви, исследователи склонны считать, что здесь рождение Спасителя стали отмечать в III веке.
В этом своём очерке я попробую рассказать о Рождестве Спасителя то, что, быть может, не слишком известно вам, мои дорогие читатели. Начну с того, что точную дату рождения Сына Божия выяснить до сих пор так и не удалось ни отцам церкви, ни учёным мужам. Попытки установить год рождения Спасителя по датам сопутствующих событий (времени правления императоров, царей, консулов и т. п.) не привели ни к чему определённому.
Не буду перегружать вас подробностями, обратимся к новозаветной истории рождения Христа, которая изложена в евангелиях двух апостолов из четырёх – у Матфея и у Луки. Вот что писано Лукою:
«В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице».
Казалось бы, определить время просто, достаточно узнать, в каком году при императоре Октавиане Августе происходила общеримская перепись. Но в том-то и дело, что ни в каком! Не было такого события. К тому же римляне напрямую не облагали налогом королевства-клиенты; никакая римская перепись не предполагала, чтобы люди путешествовали из своих домов к местам рождения, отмечались, а потом возвращались обратно. Требование, честно говоря, довольно нелепое.
А вот в период правления проконсула Сирии Квириния перепись в провинции произойти могла. Но Квириний управлял Сирией с 6 года нашей эры! То есть почти через десять лет со дня смерти Ирода I Великого – царя Иудеи, во время правления которого якобы родился Спаситель.
Впрочем, реальна дата рождения Иисуса Христа или нет, лично для меня не имеет никакого значения. Да, я человек верующий, крещёный в православии, но – невоцерковлённый. Не соблюдаю строго обрядов, постов и прочего. Иисус для меня – символ Богочеловека, поправшего своею смертью смерть во имя спасения рода людского. Воплощение всего лучшего, высокого, светлого, к чему надо стремиться. Ну и при чём тут годы рождения, метрические данные, отпечатки пальцев?
Господь в паспорте не нуждается.
Не бойся принять Марию…
Точно так же для меня совершенно не важна правдоподобность рождественской истории с прибытием Иосифа с Марией из Назарета в Вифлеем, равно как я не подвергаю сомнению непорочное зачатие Богородицы. Воспринимаю как данность. В русском народе говорят – «Не веришь, прими за сказку». Но слушать не мешай. Не можешь воспринять триединство Святой Троицы? Твои проблемы. Как у Шекспира: «Есть много, друг Горацио, такого, что нашей философии не снилось». Вера – удивительное, прекрасное чувство. Как говорил Чацкий: «Блажен, кто верует, тепло ему на свете!». Не остужайте чужих душ.
Библейская история о рождении Иисуса чудесна сплетением, соединением земного быта и небесной духовности. Итак, в глухом городке Назарет (Нацрат) в провинции Галилея старый плотник Иосиф взял в жёны молодую девушку Марию. Иосифу, по устоявшейся христианской версии, было около 80 лет. О возрасте Марии определённо сказать нельзя. Хотя в апокрифическом (то есть не вошедшем в Новый Завет) Протоевангелии Иакова утверждается, что ко времени замужества ей было 16 лет. Это вполне соответствует реалиям того времени: еврейские девушки выходили замуж и раньше, лет в 14. А вспомните шекспировскую Джульетту, которую отец хотел выдать за графа Париса, а ведь ей не исполнилось и четырнадцати.
Но оставим Шекспира в стороне. Хотя библейская история не менее драматична. Юная Мария получила благую весть от архангела Гавриила, что ждёт ребенка, который станет Мессией (спасителем мира). Узнал о её беременности и Иосиф - прежде «нежели сочетались они». Ситуация незавидная: в иудейском обществе рождение ребёнка вне брака могло караться смертью. В Новом Завете умалчивается, пыталась ли Мария рассказать будущему мужу об ангеле и предсказании: просто в Евангелии от Матфея сказано: оказалось, что носит она под сердцем ребёнка от Духа Святого. Но даже если и пыталась… Отсылаю вас к замечательной комедии «Маленькая мама» (1935) с блистательной Франческой Гааль. Там 16-летняя девушка случайно видит, как женщина бросает у приюта новорождённого ребёнка и нажимает кнопку звонка. Девушка подходит, а вышедшая монахиня принимает её за маму младенца. Дальше по всему фильму, как бы «мама» ни оправдывалась, все отмахиваются: «Не рассказывайте сказки!».
Возможно, подобная реакция была и у Иосифа. Но как человек благочестивый он хотел просто тайно отпустить Марию. Пришлось снова вмешаться Гавриилу, который втолковал бедному плотнику: «Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их».
Иосиф и Мария стали жить вместе, и тут не ко времени случилась история с переписью. Не ко времени потому, что Марии вот-вот предстояло рожать, а пришлось волей-неволей отправиться в трёхдневный путь: Иосиф пешком, его беременная жена – на осле.
Но и по прибытии в небольшой городок на западном берегу реки Иордан - Бе́йт-Ле́хем (Вифлеем), супруги оказались в затруднительном положении, поскольку ни в одной гостинице (или - на постоялом дворе) места для них не нашлось. Пришлось разместиться в хлеву, где Мария родила своего Первенца и положила его в ясли – корыто, которое использовали для корма животных (теперь вы понимаете, почему яслями стали называть дошкольные учреждения для детей)?
Увы, ни одно из четырёх канонических Евангелий не сообщает нам подробностей рождения Сына Божия. Зато они есть в апокрифических источниках – «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии Псевдо-Матфея». Именно из них мы узнаём, что Иосиф и Мария ночевали не просто в хлеву, а в пещере, приспособленной под хлев для укрытия скота от непогоды.
Когда Мария почувствовала наступление родов, Иосиф пошёл искать повитуху, но по его возвращении оказалось, что роды уже произошли, а «в пещере засиял такой свет, что они не могли вынести его, а немного времени спустя свет исчез и явился младенец, вышел и взял грудь матери своей Марии». По утверждению Киприана Карфагенского, Мария «не нуждалась ни в каких услугах со стороны бабки, но Сама была и родительницей, и рождению служительницей, и поэтому воздаёт Младенцу Своему благоговейное попечение». Он уточнил, что повитуху, которую Иосиф привёл с собой, звали Саломеей. Впрочем, это уже детали.
Священный вертеп
Дальше следует история от евангелист Луки о том, как Младенцу Иисусу пришли поклониться пастухи, перед которыми предстал Ангел Господень и сказал: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение».
Мало кому известно, что пение воинства небесного является… открытым антиримским гимном! Лука недвусмысленно противопоставляет Рождество Спасителя славословиям по поводу дня рождения римского императора Октавиана Августа, буквально переосмысливая и переозвучивая их. На это, в частности, указывает священник Константин Пархоменко:
«На юго-западном побережье Турции расположены Миры Ликийские – то самое место, где святительствовал Николай Чудотворец. Здесь археологи раскопали колонну, изготовленную и надписанную в честь «божественного кесаря Августа, сына бога, императора суши и моря, благодетеля и спасителя всего мира». Если от древних Мир переместиться в находящийся неподалеку Галикарнас (ныне это турецкий курорт Бодрум), здесь можно увидеть даже более удивительную надпись:
«Вечная и бессмертная природа всего даровала человечеству величайшее благо и чрезвычайные благодеяния, дав нам в наше благословенное время кесаря Августа, отца его собственной страны, божественного Рима, и наследника Зевса, спасителя всего рода человеческого, чей промысел не только выполнил, но даже и превзошел молитвы всех. Ибо на земле и на море настал мир, а города преизобилуют порядком, согласием и достатком».
Правитель Малой Азии Павел Фабий Максим так говорил об Императоре: «[Трудно сказать] о дне рождения божественнейшего кесаря, чего в нем больше: радости или пользы. Этот день мы вправе сравнить с началом всего…поскольку он… придал новый облик всему миру... Потому можно по всей справедливости сказать, что это начало жизни и жития, когда человеку уже не надо сетовать на то, что он родился…»
Придворные льстецы не знали, как бы еще угодить Августу:
«…Божественное провидение вызвало к жизни совершеннейшее добро в лице Августа, наполнило его добродетелями для блага человечества и даровало его нам и нашим потомкам как спасителя, который положил конец войне и установил мир… и поскольку день рождения бога, впервые принесшего миру благие вести [в греч.: евангелия], эллины Азии решили, что Новый год во всех их городах должен начинаться 23 сентября, в день рождения Августа…»
В 8 году до н.э. сенат вынес на обсуждение и единогласно проголосовал за то, чтобы в честь Императора назвать один из месяцев года; им стал восьмой месяц и его название мы используем до сих пор. Император прославил в чине богов своего приемного отца Юлия Цезаря и автоматически стал… «сыном божиим».
Итак, пастухи в великой радости пришли в пещеру, чтобы поклониться Мессии. Но о них мы узнаём немного. Куда больше известно о поклонении волхвов. Кстати, именно от них пошла традиция дарить на Рождество подарки (которую затем у нас перенесли на новогодние праздники). Волхвы – это маги с Востока, которые, помимо всего прочего, занимались наблюдением за небесными телами. Об этих мудрецах и магах упомянул вскользь только евангелист Матфей, а уж затем история обросла подробностями. Согласно Матфею, волхвы заметили на небосклоне звезду (видимо, какую-то необычную, но об этом автор евангелия умалчивает) и последовали за ней. Звезда привела их в Иерусалим, и маги направились во дворец правителя Иудеи Ирода, у которого поинтересовались, где они могут узреть только что родившегося Царя Иудейского.
Ирода известие о неведомом «конкуренте» не обрадовало, но виду он не подал. Всего лишь попросил мудрецов, когда они найдут Царя, сообщить ему, где тот находится, «чтобы и мне пойти поклониться Ему». Волхвы, следуя далее за звездой, добрались до Вифлеема, где нашли Марию с Младенцем, которые уже, судя по всему, перебрались в гостиницу, поскольку в тексте сказано, что мудрецы вошли в дом. Волхвы поднесли Спасителю дары – золото, ладан и смирну. Золото – как Царю царей, ладан (дорогую ароматическую смолу) – как символ Духа Святого, смирну (погребальное благовоние) – как знак того, что Спасителю предстоит смертью Своею искупить грехи людей. Затем восточные мудрецы удалились другим путём: во сне им было предупреждение не возвращаться к царю Ироду.
Сегодня по христианской традиции считается, что волхвов было три. А между тем Матфей не называл их числа. Поэтому, например, Блаженный Августин (354-430) и Иоанн Златоуст (347-407) насчитывали 12 дароносцев. До трёх сократил мудрецов греческий христианский философ Ориген (185-254) - видимо, по числу принесённых подарков. А ещё позже, примерно в конце VI века, волхвы получили имена Каспар, Мельхиор и Валтасар, превратились в царей и, соответственно, получили свои наделы. Согласно «Армянскому евангелию детства», это были три брата: первый, Мелкон (в Европе - Мельхиор), правил Персией, второй, Валтасар - Индией, а третий, Каспар, властвовал над арабами. В эпоху Великих географических открытий волхвы становятся олицетворением либо трёх частей света (Европы, Африки, Америки), либо человеческих рас — белой, чёрной и жёлтой. Считается, что Мельхиор был старцем и королём Аравии, Каспар — юношей и королём Тарса, Валтасар — средних лет и королём Эфиопии.
Предание гласит, что все трое позже проповедовали Христа и приняли мученическую смерть в Месопотамии. Поэтому в западных церквях они почитаются как святые, а их мощи хранятся в Кёльнском соборе – величайшем архитектурном памятнике готики. В самом его центре — в алтаре, в реликварии работы искусного мастера Николая Верденского — мощи трёх волхвов и находятся по сей день.
Особенно сильно поклонение волхвам именно в Германии: ведь и Кёльнский собор строился для них. В честь Каспара, Мельхиора и Валтасара отмечается знаменитый праздник «трёх королей». Дети в блестящих одеждах, с коронами на головах и посохами в руках ходят по домам и стучатся в двери. Им с радостью открывают: еще бы, ведь пришли рождественские волхвы, мудрецы с Востока, которые последовали за Вифлеемской звездой и поклонились Христу. «Волхвы» исполняют рождественские песни и стихи, а взамен попросят чего-нибудь вкусного или мелких денег. Хозяин, который одарит волхвов, получает подарок. На косяке его двери появится надпись: «B+С+M», с указанием текущего года. Это значит, что Бальтазар (Валтасар), Каспар и Мельхиор посетили дом и благословили его.
А ещё мне очень нравится такой чудесный символ Рождества, как вертеп: объёмное воспроизведение хлева в пещере с фигурками Младенца, Девы Марии, Иосифа, животных (вол, осёл, овечки), нередко также – пастухов или волхвов… Когда-то, будучи пятилетним мальчишкой, я попал на ёлку к соседям, которые вернулись из Германии. Там я впервые такое чудо увидел. Впечатление необыкновенное… К сожалению, в России долгое время ничего подобного не было. Но вот теперь возвращается. Каждый год такой вертеп я вижу у входа в церковь в рождественские праздники.
Традиции возвращаются. Хорошо бы, если бы возвратились и вера, и надежда, и любовь. И матерь их София, то есть мудрость.