Дата публикации:
11 авг 2023 г.
1603
Как красный командир превратился в христопродавца
Уже более ста лет полыхают горячие споры вокруг одного монументального творения неизвестного скульптора первой половины ХХ века. Речь идёт о памятнике Иуде Искариоту, предавшему Господа нашего Христа в руки римлян, распявших Его на кресте. Обличители большевистской диктатуры утверждают, что эта скульптура была воздвигнута в небольшом городке Свияжске (ныне – село в Зеленодольском районе Татарстана). Собственно, отчего мы вдруг вспомнили об этом отвратительном факте именно сейчас? Да потому что критики большевистского режима утверждают, что памятник Иуде появился в Свияжске 11 или 12 августа 1918 года. Юбилей, однако, – 105 лет…Итак, 7–8 августа в город прибыл «литературный» поезд с наркомом Львом Троцким, пролетарским поэтом Демьяном Бедным, драматургом Всеволодом Вишневским и менее значительными сочинителями. По приказу Троцкого почти сразу, «с колёс» был зверски убит настоятель Богородице-Успенского монастыря епископ Амвросий за отказ отдать хлебные запасы и церковные ценности, через два дня та же участь постигла священника Константина Долматова – якобы за то, что ветхий старец стрелял с колокольни Софийской церкви по красноармейцам из пулемета. Потом заодно «кончили» монахинь Предтеченского монастыря – уже без всяких причин. Завершило «праздничное представление» воздвижение гипсовой (или деревянной) фигуры «первого бунтаря и революционера» Иуды Искариота. Фигура якобы представляла собой буро-красного человека в натуральную величину с лицом, искажённым гримасой, который грозил небу кулаком (возможно, также срывал с шеи пеньковую верёвку).
Поезд и впрямь был, Троцкий присутствовал, равно как и Бедный с Вишневским. Только никаких сведений о памятнике ни они, ни кто другой не оставили. Впрочем, нет: история сохранила память по крайней мере об одном, так сказать, свидетеле грандиозного безобразия. Это – датский дипломат и писатель Хеннинг Келер, который якобы присутствовал при торжественном мероприятии. Именно он расписал установку статуи Иуде в своей книге «Красный сад». Но сделал это так красочно, что нелепость истории попёрла наружу.
Мало того что автор путает даты, называет Свияжск Свиягородом (Sviagorod), направляется в «литературном» поезде из Анадыря в направлении, противоположном Свияжску, – это мелочи жизни. А вот дальше начинается гребля с пляской. По Келеру, памятник Иуде открывал «глава города» «красный еврей неопределённого возраста, чью «фабричную» фамилию я запамятовал». Но в августе в городе был один глава – нарком по военным и морским делам Лев Троцкий, который прибыл сюда прежде всего для того, чтобы восстановить фронт и сдержать панические настроения в Красной армии (что он и делал при помощи заградотрядов и расстрелов). Так что, если бы кто и открывал памятник «пламенному революционеру», так только Иудушка Троцкий (как прозвал его позже Ленин). А не знать фамилию второго человека после Ильича датский дипломат просто не мог! Бред какой-то…
Но это ещё цветочки. Далее оказывается, что голову «еврея» украшает стальной (!!!) шлем с семиконечной (!!!) звездой. «Богатырь» несёт дикую ахинею, звучит троекратный салют боевыми снарядами и следует массовый поцелуй в губы, который передаётся по цепочке от одного участника события другому. Книга полна и других забавных подробностей – к примеру, русские, постоянно играющие на балалайках, и бывшая танцовщица, ставшая пулемётчицей. Ну, вы поняли.
Книга вышла в 1923 году, а через 20 лет Келер признался, что «воспоминания художественно обработаны, сгущены и усилены. В каждом из них много полученного из опыта, но они должны восприниматься как произведение искусства».
И всё же историк и краевед Сергей Головин предложил версию, которая отчасти объясняет историю с памятником апостолу-предателю. Оказывается, в августе 1918 года на станции Свияжск состоялись похороны красного комбрига Яна Юдина. Он был смертельно ранен 12 августа, во время подготовки контрнаступления против войск белочехов на Казань. Похороны комбрига прошли в Свияжске, на его могиле установили памятник. Возможно, на прощании с героем выступил и Троцкий.
На памятнике над могилой было выгравировано: «Ян Юдин, командующий левобережной группой Красной армии по обороне Казани, и его ординарец». Для Келера, путающего имена и названия городов, не знавшего русского языка, фамилия Юдин (англ. Judin, Judah – Иуда) вполне могла показаться созвучной имени нехорошего апостола. Так красный командир превратился в христопродавца.
«Опомнитесь, безумцы!»
В 1920-е годы советская власть развернула тотальную антирелигиозную пропаганду. В неё включился Союз безбожников во главе с Емельяном Ярославским. Создаётся издательство «Атеист», выходит в свет газета «Безбожник» (тираж –500 тысяч экземпляров), журнал «Антирелигиозник». Идёт массовое закрытие церквей и монастырей. Многие из них приспосабливаются под клубы, кинотеатры, музеи, склады зерна...
На первых порах православная церковь сама, резко выступала против новой власти. Особенно преуспел в этом патриарх Московский и всея Руси Тихон. Так, 19 января 1918 года он назвал большевиков «извергами рода человеческого» и предал анафеме советскую власть: «Опомнитесь, безумцы… то, что творите вы, это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому».
А 26 октября 1918 года он писал в Совет народных комиссаров: «Не проходит и дня, чтобы в органах вашей печати не помещались самые чудовищные клеветы на Церковь Христову и её служителей, злобные богохульства и кощунства... Вы наложили свою руку на церковное достояние, собранное поколениями верующих людей».
И впрямь, 23 февраля 1922 года ВЦИК опубликовал декрет, в котором постановлял местным советам «изъять из церковных имуществ… все драгоценные предметы из золота, серебра и камней, изъятие коих не может существенно затронуть интересы самого культа, и передать в органы Народного комиссариата финансов для помощи голодающим». Патриарх заявил, что не против передачи драгоценных церковных предметов – только «не имеющих богослужебного употребления». Ряд священнослужителей возразил, что церковными законами такая передача предусмотрена: согласно «Правилам Никодима епископа» от 1911 года, «бывали примеры в самые древние времена, что некоторые епископы брали из церкви всё, что в ней было самого драгоценного, даже священные сосуды, и обращали их в деньги, когда являлась потребность накормить голодных или выкупить пленных». На что Тихон в секретной инструкции писал: «Мы с гневом отвергаем и караем отлучением от Церкви даже добровольное пожертвование священных риз и чаш: важно не что давать, а кому давать». Мол, «краснопузым» – «только лом и подвески с образов». Так что до 1930-х годов большевики и церковь находились в жестоких контрах.
Штурм небес приостановлен
Зато со второй половины 1930-х власть резко изменила своё отношение к религии. Это отметил в 1936 году Лев Троцкий, который с негодованием писал в статье «Преданная революция»: «Ныне штурм небес приостановлен...».Приостановку «штурма небес» следует рассматривать в контексте возрождения российской государственности и свёртывания оголтелого революционного интернационализма. На экраны выходят фильмы «Пётр Первый» (1937), «Александр Невский» (1938), «Минин и Пожарский» (1939), «Суворов» (1940) и т.д. Возвращаются из лагерей виднейшие историки, брошенные туда по обвинению в «монархическом заговоре»; многие удостаиваются высоких наград.
В 1936 году эмигрант-философ Георгий Федотов в статье «Сталинократия» заявил, что в России завершена контрреволюция. Изменилась советская общность. Теперь это не рабочий класс или партия, а «нация, родина, отечество, которые объявлены священными». Свою лепту в пропаганду традиционных ценностей, растоптанных революцией, должна внести и православная церковь: у неё накоплен богатый опыт!
Другой причиной изменения курса Советской России стала подготовка к войне с нацистской Германией, пробуждение патриотизма и национального самосознания народа. И здесь нельзя было обойтись без Русской православной церкви! С января 1937 года присоединение Украины к России стало рассматриваться как результат правильного выбора украинского народа: вхождения в «единоверное московское государство», альтернативой которому было присоединение Украины к католической Польше или к мусульманской Турции. То есть открыто признавались заслуги православия в укреплении российского государства!
Сюда же можно отнести историю с разгромом оперы «Богатыри» в Камерном театре. Либретто этой оперы композитора Александра Бородина в начале 1930-х годов «творчески обновил» Демьян Бедный. И она превратилась в надругательство над великим князем Владимиром Святославичем, русскими богатырями и крещением Руси. Вышедшая на подмостки в 1932 год «опера» восхвалялась официальной пропагандой. В 1936 году режиссёр Александр Таиров решил возродить эту мерзость. Однако неожиданно Комитет по делам искусств категорически запрещает «Богатырей»: «Спектакль... даёт антиисторическое и издевательское изображение крещения Руси, являвшегося в действительности положительным этапом в истории русского народа». Роль православия в истории государства снова получает положительную оценку на государственном уровне.
Народное сознание стало обожествлять Сталина, считая его «великим и справедливым» правителем, а недостатки системы списывая на сатрапов. появляется легенда «Христос у Сталина». В ней Иисус, совершив долгое путешествие по Руси, затем встречается с «отцом народов» и рассказывает ему о злоупотреблениях, которые творятся на местах. «В завершение доклада» Христос заметил: «Не надо, тов. Сталин, огораживать себя кремлевскими стенами и отделяться от живой массы... Надо знать и видеть, как страдает народ, и прийти к нему на помощь».
А когда грянула Великая Отечественная, отношения Русской православной церкви и государства вообще изменились коренным образом. В первый же день войны митрополит Сергий благословил народ на защиту священных рубежей Родины. В ответ советская власть закрыла все антирелигиозные издания и распустила Союз воинствующих безбожников. 9 ноября 1942 года митрополит Сергий направляет Сталину поздравительную телеграмму: «Я приветствую в Вашем лице богоизбранного вождя... который ведёт нас к победе». Сталин даёт согласие на избрание патриарха (чей престол пустовал с 1924 года). В 1943 году Поместный собор избрал патриархом митрополита Сергия.
Увы, с приходом к власти Хрущёва и других партийных лидеров гонения на церковь возобновились. Но до памятников Иуде дело так и не дошло…